«Жителям» Львиного моста через канал Грибоедова наводят парадный лоск
Специалисты Музея городской скульптуры и КГИОП осмотрели ход реставрации четырех чугунных львов на пешеходном вантовом Львином мосту через канал Грибоедова.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Здесь состоялось рабочее совещание с сотрудниками реставрационной мастерской «Наследие», на котором был выбран цвет будущей окраски львов. Если говорить бытовым языком, это светлая слоновая кость. Для постаментов окончательный выбор колера еще не сделан. Идет поиск среди светло-серых оттенков.
Предыдущая реставрация львов была проведена в 1999 — 2000 годах. Тогда скульптуры вывозили в мастерские, потому что одновременно проводился ремонт самого моста.
Сейчас реставрационные работы ведутся на месте. Как пояснила «Санкт-Петербургским ведомостям» Надежда Ефремова, старший научный сотрудник музея, в нашем климате и при «активности» вандалов, которые наносят на защитное покрытие металла глубокие царапины, львы требуют ухода. Даже в ясную сухую погоду на поверхности металла, очищенной от старой краски, через несколько дней появляется тонкий слой ржавчины. Поэтому реставрация через 18 лет это нормальный процесс. Главное — соблюдать принцип максимальной деликатности. Самые современные технологии — например, сварка чугуна — используются только в крайнем случае.
Геннадий Погонец из реставрационной мастерской «Наследие» и его коллеги рассказали о тонкостях работы с чугунными львами, которые имеют почтенный возраст — им почти 200 лет. Первый этап — грубая очистка скульптур от старой краски и грунта. В небольшом отверстии между половинами одного льва нашли фрагмент промасленной льняной ткани. Она служит смазкой для шарнирного механизма, который демпфирует раскачку вантового моста. Кстати, с помощью эндоскопии реставраторы «попали» внутрь львов. Результаты исследования их порадовали — внутри скульптур сухо, крепеж вантовых конструкций находится в хорошем состоянии.
После грубой очистки поверхности скульптур было проведено исследование трещин. Лапу одного из львов пришлось заваривать. Остальные трещины носят поверхностный характер, и новых за 18 лет не появилось. Их заделали «танинами» — природными дубильными веществами. Швы между половинами скульптур зачеканили свинцом.
Сейчас идут ручные работы по удалению остатков сурика — старого грунта. За ним последует «струйно-вихревая» очистка. После нее у реставраторов будет всего 3 — 4 часа, чтобы нанести первый слой грунтовки, а всего их будет три. Современная система защиты чугуна Yotun имеет гарантийный срок службы — 15 лет.
Конечно, если не чирикать на львах острыми предметами. Когда видишь подобные «художества», возникает крамольное желание — закрыть переправу для прохода, благо соседний Подьяческий мост совсем недалеко. И показывать Львиный как музейный экспонат.
Но Надежда Ефремова напомнила нам, что этому мосту приписывают магические свойства. Ванты — нити судьбы, они охраняют тех, кто ступает на переправу.
Львиный мост был построен в 1825 — 1826 годах по проекту Вильгельма Треттера, ученика Августина Бетанкура. Львов создал скульптор Павел Соколов, известный мастер русского классицизма. Он лично участвовал в их отливке на Александровском чугунолитейном заводе.
Открытие Львиного моста запланировано на 10 октября нынешнего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Львы, держащие нити судьбы».
Комментарии