Лучшие голоса. Вручена национальная оперная премия «Онегин»

В шестой раз в нашем городе собрались артисты, режиссеры, дирижеры, директора оперных театров со всей России, чтобы присутствовать на торжественном вручении национальной оперной премии «Онегин» – своеобразного «оперного «Оскара».

Лучшие голоса. Вручена национальная оперная премия «Онегин» | ФОТО Владимира УБУШИЕВА/предоставлено пресс-службой церемонии

ФОТО Владимира УБУШИЕВА/предоставлено пресс-службой церемонии

Шестой год подряд без единого перерыва эта премия неустанно продолжает удивлять, собирая не только солистов, самых главных участников процесса создания и рождения оперного спектакля, но и представителей многих других «цехов» оперного театра – концертмейстеров, художников, костюмеров. Генеральный директор и продюсер премии «Онегин» Игорь Тарасов сам в прошлом певец и не понаслышке знаком с радостями и горестями этой профессии, которую Елена Образцова называла не иначе как «сладкая каторга».

Премия учитывает достижения не только молодых солистов, которым, бесспорно, достаются главные награды и яркий свет софитов церемонии, но и мастеров сцены, и ее ветеранов, звезд и легенд – прошлое, настоящее и будущее оперы. Международный аспект тоже учитывается в номинации «Из России с любовью», куда в разные годы попадали такие солисты, как бас Руджеро Раймонди, сопрано Анджела Георгиу, тенора Джозеф Каллейя и Хосе Кура и другие. В этом году лауреатом этой номинации стала латышская меццо-сопрано Элина Гаранча, которая 26 ноября даст двойной сольный концерт вместе с сопрано Хиблой Герзмава на сцене Концертного зала Мариинского театра.

Сама церемония год от года набирает все больше лоска и глянца, а вместе с ним и престижа и важности национального масштаба. В этот раз ведущими в Михайловском театре выступили Сати Спивакова и Владимир Машков, который читал строки из «Евгения Онегина» Пушкина. В этом романе в стихах самым феноменальным образом нашлось место для характеристики всех номинаций – от «дебютов» и «примадонн» до «гостей» и «составов». Церемонию открыла Хибла Герзмава – новый президент премии, сменившая на этом посту баритона Сергея Лейферкуса, знаменитого Онегина Кировского-Мариинского театра. Пять лет эта премия прочно ассоциировалась в своем названии именно с этим солистом, который до сих пор высоко держит исполнительскую марку. Учитывая, что в репертуаре Хиблы Герзмава есть партия Татьяны, премию можно было бы негласно переименовать в «Татьяну» на время ее президентства.

Хибла исполнила легендарную каватину Нормы из одноименной оперы Беллини. Алевтина Иоффе за пультом идеально поддержала феминистский тренд мировой современной музыкальной культуры. Оркестр в ее руках звучал даже чересчур дисциплинированно, словно зажатый в корсет, поэтому немного свободы и широкого дыхания ему бы не помешали.

Режиссер церемонии Юлия Прохорова вместе с видеохудожником Вадимом Дуленко изящно встраивала каждый новый номер концерта в афиши и декорации прошлого, оформляя их как продолжение страниц истории мировой оперы. Сопрано Вероника Джиоева, удостоившаяся в этом году премии в номинации «Примадонна», удивила раритетом – арией Сюзель из оперы «Друг Фриц» Масканьи, а во втором отделении продолжила просвещать слушателей, предложив редкость еще большую – песню Карло Инноченци с интригующим названием «Прощайте, мечты о славе».

Примадонной из клана меццо-сопрано выступила петербургская любимица Олеся Петрова с двумя контрастными ариями – принцессы Эболи из «Дон Карлоса» Верди и песней Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова, показав полюса своего могучего дарования. За баритонов виртуозно отдувался Роман Бурденко в ариозо Мазепы из одноименной оперы Чайковского и арии Жерара из «Андре Шенье» Джордано. Цех теноров прилетел поддержать литовец Кристиан Бенедикт, но крайне неудачно выступил в момент первого выхода в дуэте Отелло и Дездемоны из шекспировской оперы Верди. Однако компенсировал потери в победительной арии Калафа из «Турандот» Верди.

Бас Аскар Абдразаков, исполнивший главный басовый комический хит – арию о клевете нечистого на руку Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, увез с собой статуэтку Онегина для солиста Башкирского театра оперы и балета Владимира Копытова, названного «мастером сцены» за партию Санчо Пансы в «Дон Кихоте» Массне. Лауреатом в номинации «Дебют. Женщины» стала сопрано Валентина Феденева за партию Натальи в «Опричнике» Чайковского. Она поразила инструментальностью своего сильного, красивого, упругого голоса. Мужским дебютантом был единодушно признан тенор Иван Гынгазов за партию Каварадосси в «Тоске» Пуччини на сцене московского театра «Геликон-опера».

Дорогим «Гостем» невозможно было не назвать баритона Владислава Сулимского (на снимке), выступившего в качестве приглашенного солиста в Самарской опере в премьере «Бал-маскарад» Верди в партии Ренато. В этом году впервые была учреждена новая номинация – «Фаворит», ее лауреатами стали меццо-сопрано Полина Шамаева и постановка оперы «Орфей и Эвридика» Глюка частной театральной компании «Трикстер» из Перми.

Надо было видеть, как по-детски радовался своей награде бас Владимир Маторин, солист Большого театра, получивший ее в номинации «Легенда». «Душой оперы» была названа костюмер Большого театра Нина Скачкова, а лауреатом в номинации «Концертмейстер/коуч» стала Марина Маленьких из Астраханского театра оперы и балета. Лучшим «музыкальным руководителем» года жюри «Онегина» сочло дирижера Константина Чудовского, подготовившего в минувшем году премьеру первой оперы «Любовь издалека» финского композитора Кайи Саариахо. В номинации «Театр» неожиданно победил Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ). А сама премьера удостоилась лауреатства в номинации «Событие. Современность». Анна Нетребко стала лауреатом национальной оперной премии «Онегин» во внеконкурсной номинации «Звезда».

Первое отделение церемониального концерта завершалось ансамблем из оперы «Опричник» Чайковского с призывом главных героев «К царю!». Итожил же праздничный вечер победителей финал из «Иоланты» Чайковского.

#премия #опера #церемония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7051) от 16.11.2021 под заголовком «Какие голоса, Онегин!».


Комментарии