Лучшее от «Евровидения». Как прошел песенный фестиваль в этом году?
Коронавирус принес нам немало проблем - среди них экономические, социальные и, конечно же, культурные: несколько месяцев жители Земли не могут посещать кино, театр и концерты. Естественно, в такой ситуации организаторы «Евровидения» в марте приняли решение перенести шоу - это стало неприятным сюрпризом для всех поклонников. Но, после того как были отменены Олимпийские игры и чемпионат мира по фигурному катанию, про «Евровидение» никто и не заикался. Правда, затем было принято неожиданное решение: сделать онлайн-концерт, на котором выступили бы все участники нынешнего года.
Кадр Первого канала
Но просто повторить песни, которые прозвучали бы в этом году, - слишком легкий путь, поэтому продюсеры сделали ретроспективу лучших номеров, добавив в них новые хиты. Например, прозвучала песня из первого «Евровидения» 1957 года итальянца Доменико Модуньо, а открыл нынешний год вместе с ведущими конкурса трехкратный победитель - ирландец Джонни Логан.
Трансляция шла из Роттердама - зала, где сейчас развернут полевой госпиталь. В целом все шоу строилось на том, что показывали кусок песни или клипа, а затем конкурсант говорил несколько слов. Слова шли от сердца - многие выражали соболезнования врачам и тем, кто погиб, посвящали им свои новые песни, а также надеялись на возвращение через год.
Традиционно внимание отечественной аудитории было приковано к российским участникам - в этом году ими должна была стать рейв-поп- группа Little Big, которая еще до конкурса прославилась песней UNO, собравшей 94 миллиона просмотров на YouTube. Многие прочили долгожданный успех питерским музыкантам, ведь с 2015 года нам всегда чуть-чуть не везет. Удивительно, но почему-то большинство из нас уверены, что именно Россия должна побеждать на «Евровидении».
У Little Big были шансы - по разным прогнозам, им сулили первое, второе и третье места, но непредсказуемость этого конкурса стала визитной карточкой шоу. Сами питерские музыканты после отмены «Евровидения» в этом году заняли выжидательную позицию - несмотря на то что их, как и других участников, пригласили на следующий год, они пока не приняли окончательного решения. Ведь, по правилам, нужно будет записать новую песню, а удастся ли сделать хит уровня Uno в 2021-м - большой вопрос.
Например, в традиционном брифинге перед показом конкурса в ток-шоу Полина Гагарина заявила, что когда-то наотрез отказалась от повторного участия. «Слишком большой стресс», - сказала певица. А вот Дима Билан, наоборот, вспомнил, как пережил сильнейшие эмоции, и не прочь совершить третью попытку. Ему вторят западные коллеги - из трансляции выяснилось, что многие участники пробовались на конкурс много раз - например, один испанец совершил восемь попыток, начав путь еще на детском «Евровидении». И большинство артистов подчеркивали: они с удовольствием отправятся через год в Роттердам.
Их можно понять, ведь чаще всего страны-участницы посылают на конкурс молодых и неизвестных исполнителей, которые, получая колоссальную аудиторию, раскручиваются в своей стране. Россия же идет по другому пути - из года в год мы отбираем на конкурс уже состоявшихся звезд, которые собирают дворцы спорта и миллионные просмотры на YouYube.
Такая же история случилась с Little Big. Весной они собрали 12 тысяч в петербургском Ледовом дворце, а также 400 миллионов просмотров клипа Skibidi. Для артистов такого уровня выпасть из гастрольной жизни на два месяца, чтобы создать хит для «Евровидения» и подготовиться к выступлению, - слишком рискованный шаг. Но если «партия» в лице федеральных каналов и «народ» в лице продюсеров говорят, что надо, - значит надо.
Еще одна повторяющаяся проблема - поиск хита. Вроде бы «Евровидение» заявлен как конкурс песен, хотя по сути это давно уже конкурс исполнителей. Совершенно ясно, что каждый год находить новый хит невозможно, поэтому приходится удивлять имиджем, новыми сценическими решениями, что мы и видим последние годы. Напоете ли вы песню «бородатой женщины» Кончиты Вурст или же вспомните хит финских металлистов Lordi? Зато их образы помнят все.
Эту версию косвенно подтвердило и нынешнее шоу, которое можно было бы назвать The Best in Евровидение - только лучших хитов там практически не найти. За все два часа трансляции, в рамках которой были показаны клипы из 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, наберется максимум две-три знакомые мелодии, вошедшие в историю музыки, и исполнители - Тото Кутуньо, Селин Дион и группа ABBA. Русских среди них, как мы понимаем, нет.
Пожалуй, мы должны объективно признать, что Россия не является лидером музыкальной Европы - за двухчасовую трансляцию наши мелькнули два раза: группа Little Big и прошлогодний лауреат Сергей Лазарев, которые явно не делали погоды. И нужно ли нам стремиться в Европу, имея свой 150-миллионный рынок, а также бывшие страны Советского Союза?
Кроме того, долгие годы конкурс «Евровидение» был окрашен в политические цвета, как эхо холодной войны, и неудачи Киркорова и Пугачевой объясняли именно этим, что справедливо. Но сейчас «политиканство» обнажило свою положительную сторону, и «Евровидение-2020» был силен именно политическими мотивами. В эпоху коронавируса мы увидели европейскую солидарность, как она есть. И поразились единению 40 участников - не случайно фестиваль закончился исполнением в прямом эфире английской песни 1997 года Love Shine а Light. Впервые в истории не было конкуренции, а было уникальное сотрудничество.
Не случайно в эфире прозвучали слова «вся Европа собралась вместе, когда, казалось, собираться негде». Бьорн Ульвеус из ABBA, посмотрев кадры эфира 1974 года вместе со своим внуком, прослезился и сказал, что этот конкурс - самое радостное событие в европейской жизни.
В финале трансляции ведущие объявили, что «Евровидение-2021» все-таки состоится в Роттердаме. А значит, мы снова будем болеть за своих, а после радоваться вместе со всей Европой. Если, конечно, ситуация с пандемией позволит.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6681) от 19.05.2020 под заголовком «Лучшее от «Евровидения»».
Комментарии