Ловушка для зрителей

На экранах кинотеатров - новый фильм Николая Хомерики «Селфи».

Ловушка для зрителей |

В основе сценария - роман Сергея Минаева (он же сочинил и сценарий). Постановку осуществил опытный Николай Хомерики. В главной роли - кумир категории «30 - 40» Константин Хабенский. Сопродюсер - Федор Бондарчук, он же появляется и на экране.

Дуэт Минаев - Хомерики выдал на-гора вполне привлекательный экранный продукт, при встрече с которым зрителям скучать не придется. Есть некий популярный писатель и телеведущий Владимир Богданов (кажется, своего сходства с этим героем реальный беллетрист Минаев даже и не скрывал). Его-то и играет Хабенский, умело изображая циника, вкусившего всех возможных форматов развлечений, включая алкоголь и наркотики. Но в один прекрасный момент господину Богданову начинает казаться, что в его жизни появился двойник.

Повесть Ф. М. Достоевского здесь ни при чем. Речь идет, скорее, о некоем конкретном персонаже, который и есть второе, темное «я» писателя Богданова. Но об этом зрители начнут догадываться только тогда, когда сюжет полетит к развязке или к тому, что авторы ленты считают таковой. А пока суд да дело, им предлагают любоваться раздвоением личности актера Хабенского, играющего и Богданова, и лже-Богданова. Различить, кто есть кто, практически невозможно. Если режиссер с актером так и задумывали, то можно сказать, что их замысел реализовался на все сто процентов. Но надо все-таки загадкам и мистическим намекам в кадре давать в конце концов вполне внятные объяснения. А этого по мере развития событий в «Селфи» становится все меньше. Очень трудно понять, в какую жанровую игру играют со зрителями.

Мы же, бедняги, так и не можем до конца уразуметь: то ли перед нами детективная притча о блуждающем в сумерках своего «я» инженере человеческих душ, то ли игра в триллер про маньяка, сошедшего с ума на почве страсти к своему кумиру. Отсюда и странный визуальный ряд картины, то напоминающий о нью-йоркских задворках, то восторженно демонстрирующий ночное великолепие московского мегаполиса во всем блеске его огней и высотных башен. Получается раздвоение не только личности господина Богданова, но и замысла режиссера. И смысловую двусмысленность не компенсируют ни изощренно выстроенная «картинка», ни бурная эротика, ни настроенческий саундтрек, который настойчиво и прямолинейно подводит публику к ожиданию по принципу: «вот-вот что-то сейчас случится...». И случается, причем не то, что ждешь.

Эффект неожиданности, несомненно, выгодный постановочный прием. Но желательно, чтобы при столь запутанной с житейской точки зрения ситуации зрителю оставалось экранное время на то, чтобы понять простое: кто в данный момент находится в кадре - Богданов или его двойник? Сошлюсь на собственные ощущения: понять очень трудно. И, быть может, еще и потому, что в аналогичной ситуации находятся и персонажи, окружающие героя Хабенского, - друг Макс (Ф. Бондарчук), экс-жена (А. Михалкова), любовница (С. Янушаускайте), литературный агент Жанна (Ю. Хлынина). Кстати, именно случайная связь с ней становится тем поворотным пунктом фабулы, который окончательно погружает и героя, и зрителей картины в беспросветный мрак раздвоения.

И кажется, из этой ловушки нет никакого выхода. Поневоле приходят на ум параллели с изощренными сюжетами романов француза Себастьяна Жапризо, когда тема двойника разрешается в финальной фразе («Ловушка для Золушки»). Понятно, что у Сергея Минаева и Николая Хомерики - собственная творческая гордость. Но все-таки романы пишутся для читателей, а фильмы снимаются для зрителей, и не очень-то честно оставлять публику с вопросом: а чем же все закончилось на самом деле?

Хорошо, что хотя бы название фильма нам разъясняет герой Константина Хабенского: «Все стремятся делать селфи и разместить их в Интернете. Тебя лайкнули, следовательно, ты существуешь». И это правда. Только все равно не понять: кто же из раздвоившихся Владимиров Богдановых вернулся в семью? А кто из них написал новую книгу под выразительным названием - «Селфи».

#Николай Хомерики #«Селфи» #премьера

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.