Ловушка для зрителей
На экранах кинотеатров - новый фильм Николая Хомерики «Селфи».

В основе сценария - роман Сергея Минаева (он же сочинил и сценарий). Постановку осуществил опытный Николай Хомерики. В главной роли - кумир категории «30 - 40» Константин Хабенский. Сопродюсер - Федор Бондарчук, он же появляется и на экране.
Дуэт Минаев - Хомерики выдал на-гора вполне привлекательный экранный продукт, при встрече с которым зрителям скучать не придется. Есть некий популярный писатель и телеведущий Владимир Богданов (кажется, своего сходства с этим героем реальный беллетрист Минаев даже и не скрывал). Его-то и играет Хабенский, умело изображая циника, вкусившего всех возможных форматов развлечений, включая алкоголь и наркотики. Но в один прекрасный момент господину Богданову начинает казаться, что в его жизни появился двойник.
Повесть Ф. М. Достоевского здесь ни при чем. Речь идет, скорее, о некоем конкретном персонаже, который и есть второе, темное «я» писателя Богданова. Но об этом зрители начнут догадываться только тогда, когда сюжет полетит к развязке или к тому, что авторы ленты считают таковой. А пока суд да дело, им предлагают любоваться раздвоением личности актера Хабенского, играющего и Богданова, и лже-Богданова. Различить, кто есть кто, практически невозможно. Если режиссер с актером так и задумывали, то можно сказать, что их замысел реализовался на все сто процентов. Но надо все-таки загадкам и мистическим намекам в кадре давать в конце концов вполне внятные объяснения. А этого по мере развития событий в «Селфи» становится все меньше. Очень трудно понять, в какую жанровую игру играют со зрителями.
Мы же, бедняги, так и не можем до конца уразуметь: то ли перед нами детективная притча о блуждающем в сумерках своего «я» инженере человеческих душ, то ли игра в триллер про маньяка, сошедшего с ума на почве страсти к своему кумиру. Отсюда и странный визуальный ряд картины, то напоминающий о нью-йоркских задворках, то восторженно демонстрирующий ночное великолепие московского мегаполиса во всем блеске его огней и высотных башен. Получается раздвоение не только личности господина Богданова, но и замысла режиссера. И смысловую двусмысленность не компенсируют ни изощренно выстроенная «картинка», ни бурная эротика, ни настроенческий саундтрек, который настойчиво и прямолинейно подводит публику к ожиданию по принципу: «вот-вот что-то сейчас случится...». И случается, причем не то, что ждешь.
Эффект неожиданности, несомненно, выгодный постановочный прием. Но желательно, чтобы при столь запутанной с житейской точки зрения ситуации зрителю оставалось экранное время на то, чтобы понять простое: кто в данный момент находится в кадре - Богданов или его двойник? Сошлюсь на собственные ощущения: понять очень трудно. И, быть может, еще и потому, что в аналогичной ситуации находятся и персонажи, окружающие героя Хабенского, - друг Макс (Ф. Бондарчук), экс-жена (А. Михалкова), любовница (С. Янушаускайте), литературный агент Жанна (Ю. Хлынина). Кстати, именно случайная связь с ней становится тем поворотным пунктом фабулы, который окончательно погружает и героя, и зрителей картины в беспросветный мрак раздвоения.
И кажется, из этой ловушки нет никакого выхода. Поневоле приходят на ум параллели с изощренными сюжетами романов француза Себастьяна Жапризо, когда тема двойника разрешается в финальной фразе («Ловушка для Золушки»). Понятно, что у Сергея Минаева и Николая Хомерики - собственная творческая гордость. Но все-таки романы пишутся для читателей, а фильмы снимаются для зрителей, и не очень-то честно оставлять публику с вопросом: а чем же все закончилось на самом деле?
Хорошо, что хотя бы название фильма нам разъясняет герой Константина Хабенского: «Все стремятся делать селфи и разместить их в Интернете. Тебя лайкнули, следовательно, ты существуешь». И это правда. Только все равно не понять: кто же из раздвоившихся Владимиров Богдановых вернулся в семью? А кто из них написал новую книгу под выразительным названием - «Селфи».
Материалы рубрики
Премьера на Пятом: «Изгой» выходит в эфир 26 марта
Смотрите премьерную серию документального фильма о Викторе Рыбине и Наталье Сенчуковой
«Джон Уик-4», «Три мушкетера». Новинки кино: 23 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии