Love Story на льду. В прокат вышел фильм «Серебряные коньки»
В прокат вышел дебютный фильм Михаила Локшина «Серебряные коньки». Название и общая канва сюжета позаимствованы у одноименного романа американки Мэри Мейп Додж, написанного в 1865 году. Действие этой популярной у советской детворы книги происходит в начале ХIХ века в Голландии. Действие же российской картины перенесено на три десятилетия позже, в канун наступления 1900 года. А местом действия выбран Петербург.
Последнее обстоятельство и решило судьбу проекта, ставшего подарком публике в канун Нового года. Пожалуй, никогда ранее наш город не был так щедро представлен на экране как столица... катания на коньках, которым увлекаются в фильме Локшина и стар и млад. И князья, и мещане, и офицеры, и карманные воришки. Что же касается сюжета, сочиненного сценаристом Романом Кантором, то заметно его очевидное знакомство с традициями рождественских историй и законами мелодрамы. Особенно той ее вариации, которая выгодно сочетает в себе любовный сюжет с мотивом социального неравенства и вполне авантюрный контекст.
Там драма соседствует с водевилем, а красота имперской столицы сверкает не только величием дворцов и площадей, но и не менее яркими ледяными маршрутами, проложенными по замерзшим рекам и каналам прекрасного города. Именно по ним и скользят герои «Серебряных коньков».
Авторы картины явно учли уроки современной киноклассики, начиная с «Титаника», и потому свели в центральном любовном дуэте сына фонарщика Матвея (Федор Федотов) и дочь царского сановника Алису (Софья Присс). Как и полагается в такого рода сюжетах, их знакомство абсолютно случайно, но из этой случайности и вырастает вся конькобежная «лав стори». В ней, естественно, есть и могущественный соперник офицер Аркадий (Кирилл Зайцев). И семья самой Алисы, не дающая умной барышне реализовать себя на ниве просвещения и образования. Недаром героиня мечтает об учебе в университете и познает у себя в светелке законы естествознания и химии.
Коньки в картине – это образ жизни, образ действия, способ выиграть свой забег на льду у судьбы. Никогда не думал, что можно получать удовольствие от зрелища того, как ловко управляется с коварным льдом целая шайка конькобежцев-карманников. Во главе ее – некий Алекс (Юра Борисов), который склоняет беднягу Матвея к неправедным поступкам, используя его талант конькобежца. Артистизм и смелость, фантазия и непрекращающаяся цепочка ледовых трюков в ленте Михаила Локшина завораживают. Участники «Ледникового периода», наверное, завидуют персонажам фильма.
В определенном смысле «Серебряные коньки» можно назвать экранным гимном красотам и размаху зимнего Петербурга, в котором, как и в любом большом городе, есть разные уголки (от трущоб и окраин до дворцов и особняков) и где обитают люди совершенно разного происхождения и положения. Но социальные контрасты «Серебряных коньков» обозначены хотя и наглядно, но с долей экранной деликатности, чтобы не менять жанровый и визуальный регистр рождественского зрелища. Чахоточный отец Матвея (Тимофей Трибунцев) – это очевидный персонаж святочного сюжета. Противостояние шайки Алекса с полицейскими превращается на экране в эффектный эпизод пожара на заброшенном судне. А императорский бал на коньках происходит во дворе Михайловского замка...
Баланс соблюден даже в том, как разошлись роли. Рядом с опытными мастерами (Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте) органично смотрятся более молодые коллеги. Прежде всего петербуржцы Федор Федотов и Софья Присс. Незамыленные шоу-бизнесом юные лица оказываются вполне органичными для той феерической атмосферы, коей наполнено пространство картины, дарящей ощущение грядущего праздника. Постоянно мелькающие в кадре цифры «1900» напоминают о том, что пройдет всего восемь лет, и российский фигурист Панин-Коломенкин завоет в Лондоне для нашего Отечества первую золотую олимпийскую медаль. В одиночном разряде фигурного катания...
История, Петербург, любовь и коньки – все это есть в фильме. Но присутствует в нем и еще одна важная деталь. В «Серебряных коньках» появился как действующий персонаж великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев (последняя и яркая роль безвременно ушедшего Сергея Колтакова). Именно он благословит Алису на ее пути к мечте. Хотя и серебряные коньки сыграют на этой скользкой дороге свою вполне серьезную роль.
После того как пошли финальные титры фильма, я вдруг вспомнил, как в детстве меня пыталась научить стоять на коньках моя мама. Тогда у меня это не получилось, о чем жалею сейчас. Но, как выясняется в фильме, это сделать никогда не поздно. Был бы рядом лед и те, кто тебя поддержит в твоих первых шагах по нему. Как говорят ребята в «Серебряных коньках»: «Покатили?!».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6827) от 15.12.2020 под заголовком «Love Story на коньках».
Комментарии