Хоррор-мюзикл «Лолита» в ЛДМ: провокация не для снобов

В Петербурге прошел первый блок показов хоррор-мюзикла «Лолита». Для многих и впрямь будет чему ужаснуться во время представления. Кого-то покоробит вольное обращение с историческими персонажами и фактами. Некоторых могут возбудить откровенные ласки Распутина и тринадцатилетней нимфетки. Впрочем, эти претензии вряд ли будут приняты создателями мюзикла. На афише красуется возрастной ценз 18+, а в аннотации к спектаклю прямо сказано: «Лолита» не для снобов и пуристов.

Хоррор-мюзикл «Лолита» в ЛДМ: провокация не для снобов | Е. Малевская (Лолита), А. Авдеев (молодой Распутин), В. Штыпс (Распутин).

Е. Малевская (Лолита), А. Авдеев (молодой Распутин), В. Штыпс (Распутин).

Новый спектакль театра «ЛДМ. Новая сцена» явно планировался как громкое событие с привкусом скандала. Продюсер, режиссер и автор либретто Ирина Афанасьева во избежание проблем с получением авторских прав на оригинальный набоковский сюжет остановила в итоге свой выбор на рассказе англичанки Кристин Хэнкок «Лолита 1916», в котором юная чаровница познает вкус любви к зрелому мужчине в предреволюционном Петрограде.

С этого, собственно, и начинается скандал. Заинтригованные любители литературы провели ревизию и обнаружили под таким именем только английскую любительницу литературных фанфиков (фанфик — любительское сочинение по мотивам популярных произведений. — Прим. ред.). В ее активе только два сочинения, а рассказ «Лолита 1916» можно обнаружить только в виде отрывка на русском языке, размещенном в июле на сайте некоей издательской системы, именующей себя «пространством, где каждый может создать свою книгу». В результате в интернет-сообществе «Злой театрал» появилась версия о том, что автором в высшей степени неправдоподобной истории является сама Ирина Афанасьева. Команда хоррор-мюзикла гневно отреагировала на подобные инсинуации, опровергла приписываемое Афанасьевой авторство текста и пригрозила злым театралам «обращением в соответствующие органы».

Обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» в поисках истины также предпринял попытку найти следы произведения неуловимой английской писательницы в оригинале, но не достиг успеха. Что ж, тайна - это отличный способ продвижения для постановки, которая «рискует стать гениальным шедевром сексуальности и пронизывающего страха». Именно такое определение можно найти на официальной странице мюзикла.

Кто бы ни был автором сюжета спектакля, но истину о том, что «бывают странные сближенья», он усвоил твердо. В самом деле, дочь художника Стеблова, садящаяся вместе с ним в поезд, следующий из Царского Села в Петроград, и не предполагает, что спустя какие-то минуты станет сиротой, потеряв отца во время подрыва состава. Но жизнь есть жизнь: когда что-то теряешь, непременно что-нибудь сыщется взамен. Вот и Лола не успела вкусить сиротского мученичества - ее взяла в свой дом ехавшая в том же злополучном поезде фрейлина Вырубова. К тому же Лола скоропостижно влюбилась в английского тайного агента Освальда Райнера. Этим она составит конкуренцию своей благодетельнице и заодно сведет с ума святого старца Григория Распутина, который признает в Лолите давно убиенную Глашу, свою первую любовь. При этом духовного наставника императорской фамилии искушает посланник из преисподней, охотящийся за распутинской душой. Григорий сможет устоять перед сатаной, но вот свежесть и невинность Глаши-Лолиты становятся испытанием похлеще адового пламени. По крайней мере сцена, в которой Распутин заголяет Лолитины бедра, решена в весьма экспрессивной манере.

Переселение душ и спасение России на фоне восставшей плоти - сюжетный поворот не из легких, тут бы сохранить в либретто хоть немного логики. Но создатели мюзикла явно не искали легких путей. Мельтешения монстров на сцене и сложного любовного многоугольника им показалось недостаточно для завязки настоящей интриги. Прознав про влечение Распутина к малолетней, на передний план выходят сообщники Райнера: толстомясая мадам Жу-Жу из французских спецслужб, Феликс Юсупов с супругой, великий князь Дмитрий Романов и депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич. Эта компания, как и в настоящей истории, старается покончить со старцем. Но если в реальности орудием убийства должны были стать начиненные ядом пирожные, то в мюзикле Распутину на сладкое предложат Лолиту. Дитя, жаждущее большой, но чистой любви, понимает, что ее используют, и сквозь слезы вынуждена принять условия игры.

Рассказывать о похождениях Лолиты в рушащейся Российской империи можно еще долго - жанр мюзикла не боится спойлеров. Но основную интригу все же хочется сохранить. Для пущей затравки отметим, что в постановке найдется место и советскому флагу в руках танцующего монстра, и «Сапсану», который умчится в Москву утренним рейсом.

Для того чтобы все вышеперечисленное красиво и правдоподобно сложить в одну историю, нужно привлечь гениальных постановщиков и сценаристов. Очевидно, что таковых в команде «Лолиты» не нашлось. Отсутствие внятной режиссуры компенсировала прекрасная музыка Антона Танонова, которая стала опорой для всего спектакля. «Лолита» отлежалась» - так отозвался о своей работе композитор перед пресс-показом мюзикла, отметив, что часть номеров была написана заранее и совсем по другому поводу, но в итоге все срослось в единое целое.

К этому нужно добавить добротный вокал (в первую очередь стоит обратить внимание на Евдокию Малевскую, финалистку детского «Голоса», в партии Лолиты), работу художника по костюмам Анны Назуковой и, конечно же, неиссякаемую пробивную силу Ирины Афанасьевой. Ведь именно она в качестве продюсера выпустила-таки постановку, которая должна была рассыпаться еще на стадии замысла.

Приверженцам высокого искусства и здравого смысла на «Лолите» делать нечего. А вот любители ярких мультимедийных зрелищ премьерой останутся довольны. Создатели спектакля предельно искренне написали в аннотации: «Лолита» - это когда нельзя, но очень хочется». И они тысячу раз правы. Так действительно нельзя. Но ведь хочется...

#театр #спектакль #мюзикл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Лолита отлежалась...».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.