Лицом к лицу с войной

В издательстве Европейского университета в серии «Эпоха войн и революций» вышла в свет книга Ильи Эренбурга «Лик войны. Воспоминания с фронта, 1919, 1922 — 1924. Газетные корреспонденции и статьи, 1915 — 1917». Издание подготовлено исследователем жизни и творчества Ильи Эренбурга Борисом Фрезинским. В книгу также вошли 13 стихотворений Эренбурга из книги «Стихи о канунах» (декабрь 1914 — июль 1915).

Лицом к лицу с войной |

Представляя книгу публике в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Борис Яковлевич сказал, что мог бы издать ее еще в 70-х годах минувшего столетия: у Фрезинского к тому времени уже были все четыре прижизненных издания Эренбурга — 1920 года, вышедшее в софийском «Российско-Болгарском книгоиздательстве», берлинское 1922 года, которое готовил к изданию сам Эренбург, и два московских — 1924 и 1928 годов.

После первого московского, как пишет Фрезинский во вступительной статье, «Лик войны» был включен в «Руководящий каталог по изъятию всех видов литературы из библиотек, читален и книжного рынка», подписанный Крупской. А издание 1928 года предваряла разгромная статья генсека РАППа Леопольда Авербаха: «Пружина войны, движущие ее силы — это не дано понять Эренбургу. Он тщится философствовать о жестокости машин, видя в их роковой бездушности чуть ли не историческую судьбу». И еще: «Великие события революции и предшествующей войны не прояснили горизонтов романиста. Оком интеллигента рассматривает он происходящее вне его, интересуясь больше всего тем, какое это произведет действие в нем самом»...

Почему же так долго не переиздавалась книга? Фрезинский отмечает, что сам сорок лет назад просто не ощущал потребности в издании, не считал это своей задачей, да и в те годы Эренбурга не издавали совсем. «А когда я почувствовал, что чуть-чуть потеплело, то в 1986 году вышла первая подготовленная мной книжка испанских репортажей Эренбурга, — вспоминает Борис Яковлевич. — Издавая теперь книгу, я ориентировался прежде всего на столетие с начала Первой мировой войны, начал делать ее в 2012-м, и, несмотря на ряд сложностей, она вышла к столетию. Это эренбурговское правило — всегда четко понимать возможности, которые можно использовать, никогда не надо идти напролом».

Эренбург, живший в годы Первой мировой войны во Франции, был корреспондентом газет «Утро России» и «Биржевые ведомости». Чтобы писать свои репортажи, он выезжал на франко-германский фронт, где также сражались вместе с французами и англичанами против немцев два русских корпуса.

Во вступительной статье Фрезинский напоминает, что Марина Цветаева после первого болгарского издания «Лика войны» в письме к Эренбургу назвала книгу «прекрасной». Вместе с Эренбургом она разглядела будущее, почувствовала наступление нового беспощадного времени. Эренбург еще в Киеве 4 марта 1919 года писал в предисловии к первому изданию: «Война не кончилась. Апокалипсический кладезь бездны открыт и печати сняты. К жизни вызваны страшные духи, и не дипломатам на какой-нибудь конференции усмирить их. Великий смерч крутит человечество, и ничья воля не властна над ним».

«Увидав первый танк, я смутился, пишет Эренбург, — было в нем что-то величественное и омерзительное. Быть может, когда-то на земле существовали такие исполинские насекомые. Он был (для маскировки) пестро расписан, и его бока походили на футуристические картины. Он полз очень медленно, переступая, как гусеница, через окопы и ямы, сметая проволоку и кусты. Чуть шевелились усы — трехдюймовые орудия и пулеметы. Сочетание архаического и ультраамериканского, Ноева ковчега и автобуса XXI века. Внутри люди — двенадцать пигмеев, которые наивно думают, что они им управляют. Я видел, как перед атакой девять танков ползли на немецкие окопы. По ним открыли ураганный огонь, но, будто не замечая этого, они подвигались, неизбежные, неминучие и непостижимые. Вот исполнилось пророчество: люди вызвали к жизни злых духов, но уже не могут отогнать их прочь».

Эренбург пристально рассматривает новую войну, он вглядывается в людей — солдат и мирных, которые пытаются выжить среди разрушений. Как много подобных диалогов услышат еще военные и журналисты в XX и XXI веках в грядущих войнах: «Когда началась эвакуация Вердена, жителям окрестных деревень приказали покинуть родные места. До этого дня они оставались под обстрелом; рискуя жизнью, они продолжали свои обычные дела.

Но, услышав приказ, возмутились:

— Не хотим ехать.

— Да ведь вы погибнете здесь вместе с вашими фермами.

— Когда еще... а пока картошку копать надо, не время пока уезжать».

Эренбург осмыслял масштабы современной войны, абрис которой впервые узрел в 1914-м, и соотносил их с человеком, понимая, что они несовместимы. Осмысление этого шло весь прошлый век и ныне, сейчас. Но разве мы приблизились к пониманию?

Борис Фрезинский в предисловии к изданию напоминает современному читателю о военной публицистике Эренбурга 1941 — 1945 годов, говорит о том, что Эренбург, работая в начале века во Франции и рассказывая о Первой мировой, информировал читателя о событиях той войны, писал о неприятии мировой бойни. А перед Второй мировой и Великой Отечественной Эренбург не мог открыто высказать в СССР свои антифашистские взгляды, хотя понимал, чем грозит гитлеровская Германия.

«Начиная с 22 июня в таком праве ему уже никто не мог отказать, — пишет Фрезинский. — На протяжении всей войны на нашей территории, рассказывая читателям о замыслах гитлеровцев покорить мир, об их зверствах на захваченных территориях Европы и СССР, о том, как сражается страна с жестоким врагом, Эренбург неизменно призывал бойцов Красной армии сделать все, чтобы ни один немец, пришедший на нашу землю со смертоносным оружием, не покинул ее живым».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.