Лицейский дух

Царскосельский лицей ругали многие. И один из последних по успеваемости лицеистов Александр Пушкин, который в ноябрьском 1824 года письме брату сетовал на «недостатки проклятого своего воспитания». И один из лучших учеников - Модест Корф, написавший, что «лицей был не университетом, не гимназиею, не начальным училищем, а какою-то безобразною смесью всего этого вместе».

Лицейский дух | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В доносе Каразина, ставшем основанием ссылки Пушкина, говорится, что «в лицее Царскосельском государь воспитывает себе и отечеству недоброжелателей», а тамошнее воспитание «умножает только людей развращенных». А в другом доносе, написанном уже после декабрьских событий печально знаменитым Булгариным, подробно расписываются все зловредные черты «лицейского духа», порожденного тем, что «начальники под предлогом благородного обхождения позволяли юношеству безнаказанно своевольничать, а на нравственность и образ мыслей не обращали ни малейшего внимания».

Через двести лет после первого лицейского выпуска трудно судить о том, как первых лицеистов учили. Но о лицейском духе свидетельства остались многочисленные. Доподлинно известно, например, что в ночь с 14 на 15 декабря 1825 года самый успешный выпускник лицея Александр Горчаков (в восемнадцать лет получивший чин камер-юнкера и дослужившийся до канцлера империи) приехал к своему однокласснику Ивану Пущину с заграничным паспортом и известием о том, что капитан корабля, стоящего под парами, готов взять его на борт. О том, что по всему городу идут аресты, Горчаков знал; что за Пущиным могут прийти в любой момент - тоже. Но лицейский дух заставил поставить на карту блистательно начавшуюся карьеру. Тот же лицейский дух не позволил Пущину воспользоваться спасительным предложением.

Прав был доносчик Каразин, первый почуявший, что «все они связаны каким-то подозрительным союзом, похожим на масонство».

Об этом союзе мы знаем и судим прежде всего по пушкинским стихам. Чаще всего по хрестоматийному «19 октября» 1825 года. Стихотворение огромное - девятнадцать восьмистрочных строф. Потому все помнят первые строки: «Роняет лес багряный свой убор...» - и в давние времена печатавшееся на обложках тетрадей в линеечку: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

Оставшиеся сто пятьдесят строк - осмысление пройденного пути и размышления о жизни, достаточно неожиданные с учетом ситуации и того, что мы знаем об авторе. Напомню, что стихотворение написано в Михайловском на пятом году ссылки. Потому начинается оно с пейзажа и настроения тоскливого: и поле за окном «увянувшее», и день проглядывает «как будто поневоле», и надежда лишь на то, что вино даст «минутное забвенье горьких мук». Однако в конце окажется, что опальный затворник этот день «провел без горя и забот».

Что рассеивает печаль? Светлые воспоминания и добрые мысли.

В рукописи осталась строка, объясняющая смысл встречи и стихотворения: «Усталый дух в минувшем обновить». Обновление оказывается переосмыслением, новой, зрелой оценкой людей. И если в лицейских стихах Горчаков, «рожденный быть вельможей, /Не честь, а почести любя, / У плута важного в прихожей/Покорным плутом зрит себя», то сейчас понятно, что «фортуны блеск холодный» не меняет свободную душу: «Все тот же ты, для чести и друзей».

1825 год. Пушкин - поэт, известный всей читающей России. Но он вспоминает друга, Антона Дельвига, смешного выдумщика и лентяя Тосю лицейских лет, и результат оказывается для нас, сегодняшних читателей, совершенно неожиданным: «Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, / Ты гений свой воспитывал в тиши». У Пушкина - дар, у Дельвига - гений. Что вы помните из поэта Дельвига, кроме процитированной Пушкиным строчки лицейского гимна и строчки романса, который напевает молодой доктор Старцев на первой странице чеховского «Ионыча»?

Сколько эпиграмм написал лицеист Пушкин на лицеиста Кюхельбекера... После той, где «кюхельбекерно и тошно» несчастный Виля утопиться пытался. Прошли годы: «Мой брат родной по музе, по судьбам». Между строф о друзьях-поэтах - одно из самых важных для Пушкина размышлений о творчестве и искусстве: «Служенье муз не терпит суеты;/ Прекрасное должно быть величаво». Кому еще высказать самые заветные мысли, как не им, членам союза, свободного, беспечного и неразделимого?..

Воспоминание о друзьях завершается торжественным тостом. И опять неожиданность. Первоначально начав тост с любимого и почитаемого Куницына, Пушкин в окончательном тексте прославляет, никого не выделяя, всех наставников: «Всем честию, и мертвым, и живым,/ К устам подъяв признательную чашу, /Не помня зла, за благо воздадим». Всем честию... не помня зла...

И также, не помня зла, произносит поэт последний тост - за царя. Царя, которого видит человеком, зависимым от времени и обстоятельств: «Он раб молвы, сомнений и страстей». Пушкин не может не вспомнить, кто и за что его в ссылку отправил, но - «простим ему неправое гоненье».

На фоне этих светлых воспоминаний, добрых и мудрых мыслей, порожденных лицейским духом благородства и независимости, какое имеет значение, хорош или плох был реальный Царскосельский лицей. Выше правды хранящихся в архивах писем, записок и доносов - возвышающий наши души миф о Лицее, созданный стихами самого знаменитого из его воспитанников.

#Царскосельский лицей #дух благородства #независимость

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?