Листья и шипы
Завтра на «Ленфильме» будет представлена книга Александра Позднякова «Листья аканта», посвященная истории старейшей студии страны.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Достойное издание в твердой обложке, как говорили раньше — богато иллюстрированное, только что вышло. В нем автор — известный в городе историк кино, кинокраевед — соединил все, что ему удалось собрать за долгие годы поисков фактов и легенд об истории «Ленфильма», где он сам служит изрядное число лет.
Поздняков, как все маньяки детали, прекрасно знает, что за малейшей черточкой, цифрой, за полустертым изображением, за фрагментом орнамента на кусочке керамической плитки позапрошлого века, сохранившейся где-нибудь в подвале, — все новые и новые открытия, ассоциации и смыслы, а потому конца подобным исследованиям утонувших двух эпох нет.
Однако книга эта вышла именно сейчас — к дате, которую сама же и устанавливает. Основное и самое крупное в ней, видимо, — доказательство того, что историю «Ленфильма» следует вести с 1914 года, а не с 1918-го, как принято. Подзаголовок книги именно это и декларирует: «История и предыстория «Ленфильма». 1914 — 2014».
Не буду здесь повторять факты и аргументы, поскольку в прошлом мае в нашей газете уже была опубликована статья Александра Позднякова «Когда родился «Ленфильм» с их перечислением. Отмечу лишь, что в книге вы найдете очень интересный «Протоколъ» приема-передачи «прокатной кнематографической конторы б. Скобелевского комитета со всем ее инвентарем и имуществом в ведение эксплуатационного отдела Кинематографического комитета при народном комиссариате по просвещению» от 20 мая 1918 года. Это, надо понимать, один из основополагающих документов нового летоисчисления биографии студии.
Тут скажу, что Студия имени Горького свое столетие будет праздновать в 2015 году — уже несколько лет назад она стала отсчитывать свои годы от киноателье «Русь», созданного костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и начавшего регулярное кинопроизводство в 1916 году. Правда, эта перемена даты не привела студию к процветанию нынче. «Мосфильм» ведет свою биографию с ноября 1923-го, когда на базе национализированных кинофабрик Ханжонкова и Ермольева он и возник, а премьеру своего первого фильма провел в январе 1924-го. Концерн процветает, и пока не слышно, чтобы он решил стать старше.
Что из этого всего следует? В конце концов какая разница, 96 лет студии или 100? В сущности, никакой, если не считать попытки заговорить известное уныние, охватившее в связи с событиями последних лет нашу любимую прежде студию, уникальный культурный объект города и страны. Пока «Ленфильм» не наберет нового авторитета, ему негде черпать достоинство, кроме своей истории.
А если наберет, то это достоинство начнет умножать.
Пока, правда, новейшие доказательства Позднякова — второго, после Дмитрия Георгиевича Иванеева, летописца студии — российскую общественность не взволновали. Я не знаю, где фиксируются подобные даты — чиновниками ли Министерства культуры, научными ли изданиями, общественным ли мнением. Очевидно, требуются какие-то энергии во всех направлениях, чтобы столетие «Ленфильма» оказалось признано и отмечено торжественным заседанием с президиумом и новым орденом на знамени, а также премией всем сотрудникам и букетами ветеранам.
Впрочем, юбилейный год вот-вот и закончится. Традиционный день рождения «Ленфильма» был 30 апреля, тогда праздник отложили на осень. Завтра, в пятый день зимы, в кафе поднимут бокал шампанского не только за славно постаравшегося Александра Позднякова, но и за старые стены.
Осталось напомнить, что листья аканта украшают колонны, или их руины, коринфского ордера. Портик над парадным входом «Ленфильма» поддерживают именно такие. В античности, как пишет Википедия, колючий, с шипами акант служил знаком триумфа и преодоления жизненных испытаний.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5354) от 04.12.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии