Лирик подполья

В петербургской KGallery открылась выставка «Владимир Шагин. Живопись. Графика» – четвертый проект из серии, посвященной художникам ленинградского неофициального искусства из Общества непродающихся живописцев (ОНЖ), созданного ими на рубеже 1940 – 1950-х годов.

Лирик подполья | «...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

«...Лопнул, как медная бочка,/Неба пылающий край./В звездную изморось ночи/Бросился алый трамвай!» Роальд Мандельштам, 1955. ФОТО АВТОРА

Уже состоялись выставки, посвященные Валентину Громову, Рихарду Васми, Шлому Шварцу. Завершится серия осенью 2016 года выставкой Александра Арефьева, лидера общества, которое чаще называют «арефьевский круг».

И вот теперь – Шагин (1932 – 1999), более двухсот произведений из музеев и частных собраний, созданных за полвека творчества. Из всей пятерки он самый известный, хотя бы потому, что являлся почетным «митьком» со времени основания знаменитой группы в 1984 году, постоянно участвовал в ее выставках. И одновременно – самый загадочный художник, ускользающий от определений. На вернисаже на нашу просьбу определить место Шагина в ОНЖ лучше всего ответил коллекционер Николай Благодатов. Арефьев – драма, Васми – «построитель» пространства, Шагин – лирик.

Он держал дистанцию между биографией и своими картинами и рисунками. Биография – это отчисление за формализм из СХШ при Академии художеств, а потом из училища имени Серова. Недолгая работа музыкантом в инструментальном ансамбле, режимная психиатрическая больница, работа грузчиком, инвалидность в 47 лет. И бытовая неустроенность, которая преследовала Шагина до последних дней.

На выставке отчетливо видно, что главные шагинские сюжеты – о другом. Как заметила Любовь Гуревич, исследователь арефьевского круга, Шагин не пускал демонов в живопись. Он рисует непарадный, а потому уютный Ленинград, вроде «Введенского канала», «Зимнего дворика» или «Озерков». Семейные сцены – картина «Мать и дочь», серия рисунков «Разговор вдвоем», бытовые зарисовки – «В бане», «На катке», «В милиции».

Как только появляется возможность показать свои работы публике, Шагин принимает активное участие в знаменитых выставках в ДК им. Газа и ДК «Невский». В 1981 году по инициативе подруги Гели Писаревой он даже получает небольшую выставку в Голубой гостиной ЛОСХа. Но вступать в Союз художников Шагин категорически отказался, понимая, что между ним и лосховцами существуют непреодолимые «стилистические» противоречия.

На любой персональной экспозиции всегда интересны автопортреты, созданные в разные годы. На карандашном рисунке 1948 года изображен юноша, который требовательно, с некоторой претензией смотрит на мир. Но уже через 7 лет перед нами мужчина с печальными глазами, еще через несколько лет – «старик», смирившийся с судьбой.

Самая известная картина из представленных на выставке – ранняя работа «Алый трамвай», возможно, созданная под впечатлением от стихотворения Роальда Мандельштама, друга художника. С контрастных сочетаний красного, черного, синего начинался живописец Шагин.

Впрочем, с ней может поспорить «Тысяча и одна ночь Шахерезады». В 2004 году она была украдена с выставки в «Манеже» и найдена только через три года в общаге гастарбайтеров.

Существует похожая на правду легенда, что в последние годы жизни Шагин влюбился в соседку по дому. И результатом тайного чувства стали несколько мажорных женских изображений – «Обнаженная перед зеркалом», «Лежащая», «Девушки в бане».

Выставка Владимира Шагина будет работать по 17 апреля.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5666) от 23.03.2016.


Комментарии