Лир запоет басом

Одним из главных событий фестиваля «Международная неделя консерваторий» станет петербургская премьера оперы «Король Лир» Сергея Слонимского, которую сегодня исполнят на сцене Эрмитажного театра. И. о. ректора Консерватории Алексей Васильев, выучивший партитуру оперы наизусть, продирижирует студенческим оркестром, главные партии исполнят недавние студенты. Классик современной музыки Сергей Михайлович СЛОНИМСКИЙ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, каким голосом споет у него король, и о прочих деталях своего нового музыкально-театрального опуса.

Лир запоет басом | Иллюстрация Macrovector/shutterstock.com

Иллюстрация Macrovector/shutterstock.com

- Как возникла идея создания оперы по «Королю Лиру» Шекспира?

- Это моя собственная затея, заказа со стороны не было. Я написал оперу в 2000 году, незадолго до 400-летия с момента возникновения этой трагедии у Шекспира. А ставится она спустя 400 лет со дня смерти Шекспира. Но совпадения случайные. Когда драматическая пьеса производит на меня сильное и глубокое впечатление, как бы я ни сопротивлялся, через какое-то время музыкальные мысли овладевают мной, и я пишу оперу. Так было и с «Гамлетом», и с «Марией Стюарт», и с «Мастером и Маргаритой», и с «Антигоной».

- В постановке заняты молодые певцы. Справятся они со сложностями партитуры?

- Я как раз очень ценю то, что молодые исполнители проявили инициативу. А ставит оперу студент режиссерского факультета Артем Вольховский, для которого это будет дипломная работа. Он - ученик Станислава Гаудасинского, с которым мы сотрудничали в 1980-е годы в Малом оперном театре, когда Станислав Леонович ставил «Марию Стюарт». Партию короля Лира готовит выдающийся бас Денис Седов, обладатель мощного голоса и драматического дарования.

- То есть ваш король перенимает традиционное вокальное амплуа оперного баса, напоминая о короле Филиппе у Верди, Борисе Годунове у Мусоргского, короле Рене у Чайковского. Хотя, вспоминая актера Юри Ярвета в фильме Григория Козинцева, думаешь не о басе, а о теноре...

- Тенорами у нас поют Шут и Эдмунд - внешне обаятельный подлец, который очень нравится толпе зрителей, которых я ввел в либретто в дополнение к первоисточнику. Это такой коллективный персонаж - групповой портрет зрителей театра «Глобус». Они бесцеремонно обсуждают всех действующих лиц пьесы. Короля Лира они поначалу высмеивают как дурака, к которому у них постепенно просыпается жалость. Среди этих зрителей есть старик, внешне похожий на Льва Толстого, который не только ругает саму пьесу, но и автора - Шекспира, возмущаясь нелогичностью действия, нелепостью драматургических поворотов... Возникает аллюзия сходства судьбы Лира и Толстого, который, как известно, умер вдали от дома, на полустанке. Эти добавленные персонажи не поют, а ведут разговорные диалоги. Сама же опера отсылает к жанру dramma per musica («драма, положенная на музыку» - с итал.), родившемуся во Флоренции во времена Шекспира.

- Вводя этот коллективный персонаж, вы тем самым хотите вовлечь в дискуссию современную публику?

- Можно и так сказать. Свободная дискуссия о происходящем постепенно приводит к мысли о том, что власть имущие иногда принимают лесть за преданность и идут на поводу у льстецов. А это очень опасно.

- Судя по всему, ваш «Король Лир» - поэтичный памятник эпохе Возрождения. Инструменты же в оркестре при этом используются обычные, не старинные?

- Старинных инструментов нет, но оркестр все же не совсем обычный - он полностью совпадает с составом оркестра в камерной опере «Мастер и Маргарита». Партитура «Короля Лира» использует одинарный или веберновский состав оркестра, то есть каждого инструмента в нем по одному. Инструменты трактованы как тени героев: Эдмунд с виолончелью, Корделия с арфой, гобоем или флейтой, Шут с аккордеоном. Короля Лира характеризует больше всего инструментов.

- Зная вашу преданность мелодии, могу предположить, что язык оперы красив.

- Опера мелодийная. В составе оркестра нет тутти, перекрывающих голос. Но это все же не шансон. Эта мелодийность апеллирует к традиции dramma per musica флорентийской камераты, но свободно трактованной, с использованием современных хроматических ладов. Я мечтаю о том, чтобы состоялся новый ренессанс искусства, человека, музыки, и мне кажется, что прошло достаточно времени, чтобы этот ренессанс наступил.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?