«Линия Рафаэля». Чем интересна выставка работ художника в Зимнем дворце?

В Аванзале, Николаевском и Танцевальном залах Зимнего дворца развернута выставка «Линия Рафаэля. 1520 – 2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти художника. Проект Эрмитажа поддержали двенадцать отечественных и западноевропейских собраний.

«Линия Рафаэля». Чем интересна выставка работ художника в Зимнем дворце? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Задолго до его открытия Михаила Пиотровского осаждали вопросами: сколько картин Рафаэля привезете? Он неизменно отвечал: немного, потому что выставка не о художнике, а о том, какое влияние он оказал на мировое искусство, и о том, как создавался его культ.

Рафаэль Санти – главный папский художник и архитектор строящегося собора Святого Петра в Риме – был известен, богат и успешен, когда тридцати семи лет от роду неожиданно умер. С тех пор и по сегодняшний день его цитируют, копируют, на него оглядываются художники разных времен и национальностей. Маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Этот диалог длиной пять столетий и демонстрирует выставка.

Считается, что в искусстве Рафаэль ничего нового не изобрел. Впитав опыт предшественников, он вывел формулу безупречной красоты и гармонии, сумел передать этот «ген» последователям. Ученики Рафаэля, которым он доверял, распространили его опыт в Италии, а потом и за ее пределами. Сам мастер занимался станковой и монументальной живописью, архитектурой, археологией, делал проекты шпалер и в то же время тиражировал свои работы с помощью печатной графики. Знаменитый римский гравер Маркантонио Раймонди переводил работы Рафаэля в гравюры, которые разошлись по Европе. Их использовали живописцы, керамисты, оружейники, ювелиры, эмальеры, мебельщики и витражисты. Фотография Сикстинской Мадонны висела у Льва Толстого и у Достоевского.

Преображенная парадная анфилада Зимнего дворца вместила более трехсот произведений. В их числе знаменитые шедевры и ранее неизвестные публике работы: живопись, графика, скульптура и прикладное искусство.

В Аванзале предваряют выставку и анонсируются как премьера фрески школы Рафаэля. Они датируются 1520 годом, в Эрмитаж поступили в 1865-м, когда по распоряжению Александра II их купили в Риме. Фрески висели в зале, где экспонируется «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Рядом с шедевром фрески, покрытые более поздними записями, мало кто замечал. Пять лет назад началась реставрация. Как отмечают специалисты, фрески – работа нескольких художников, авторские манеры разнятся. Уже установлено авторство любимого ученика Рафаэля – Джулио Романо. Рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины.

У Эрмитажа не было цели собрать как можно больше картин Рафаэля, поэтому даже знаменитая «Мадонна с младенцем» осталась на своем месте в постоянной экспозиции. Но «Прекрасную садовницу» с визитом из Лувра ждали, как и шедевр Коро «Женщина с жемчужиной». Карантин в Эрмитаже и парижском музее, закрытые границы не позволили доставить картины в срок. Они приедут позже, и это станет отдельным событием.

Из того, что наша публика до сих пор не видела, нельзя не назвать «Мадонну с вуалью» из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, которую приписывают Рафаэлю. В 1924 году ее обнаружили в Нижнем Тагиле в доме, когда-то принадлежавшем семейству Демидовых. Картина реставрировалась в Москве, побывала в других музеях, вернулась в Нижний Тагил. Известно, что изначально оригинал находился в римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Его часто копировали, гравировали, среди многочисленных копий он и затерялся. В XIX столетии в Италии и Франции обнаружились две сопоставимые с оригиналом картины. Тагильская, на которой есть подпись: «Рафаэль урбинский написал» и дата – 1509 год, может быть высококлассной копией или подлинником. Рядом еще одна прекрасная Мадонна из частного собрания Швейцарии, на этикетке надпись – «Рафаэль Санти и мастерская».

В следующих залах можно видеть, как интерпретировали стиль Рафаэля его последователи Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссен, Рубенс, Иванов, Венецианов, Энгр, Коро, Пикассо и другие художники. В картине «Зевс и Фетида» Антона Лосенко, написанной в Риме, очевидно влияние Рафаэля. Целая галерея вариаций Сикстинской Мадонны в русском искусстве, начиная с Владимира Боровиковского и Александра Иванова и заканчивая Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем. В последнем зале тот же сюжет у Сальвадора Дали – иллюстрация к «Дон Кихоту» Сервантеса.

Завершает выставку работа Егора Острова, выходца из Академии Тимура Новикова. Она совсем свежая, датирована нынешним годом, продолжает линию Рафаэля и постмодернистскую линию в искусстве.

#выставка #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6834) от 24.12.2020 под заголовком «Культ красоты никто не отменял».


Комментарии