«Линия Рафаэля». Чем интересна выставка работ художника в Зимнем дворце?

В Аванзале, Николаевском и Танцевальном залах Зимнего дворца развернута выставка «Линия Рафаэля. 1520 – 2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти художника. Проект Эрмитажа поддержали двенадцать отечественных и западноевропейских собраний.

«Линия Рафаэля». Чем интересна выставка работ художника в Зимнем дворце? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Задолго до его открытия Михаила Пиотровского осаждали вопросами: сколько картин Рафаэля привезете? Он неизменно отвечал: немного, потому что выставка не о художнике, а о том, какое влияние он оказал на мировое искусство, и о том, как создавался его культ.

Рафаэль Санти – главный папский художник и архитектор строящегося собора Святого Петра в Риме – был известен, богат и успешен, когда тридцати семи лет от роду неожиданно умер. С тех пор и по сегодняшний день его цитируют, копируют, на него оглядываются художники разных времен и национальностей. Маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Этот диалог длиной пять столетий и демонстрирует выставка.

Считается, что в искусстве Рафаэль ничего нового не изобрел. Впитав опыт предшественников, он вывел формулу безупречной красоты и гармонии, сумел передать этот «ген» последователям. Ученики Рафаэля, которым он доверял, распространили его опыт в Италии, а потом и за ее пределами. Сам мастер занимался станковой и монументальной живописью, архитектурой, археологией, делал проекты шпалер и в то же время тиражировал свои работы с помощью печатной графики. Знаменитый римский гравер Маркантонио Раймонди переводил работы Рафаэля в гравюры, которые разошлись по Европе. Их использовали живописцы, керамисты, оружейники, ювелиры, эмальеры, мебельщики и витражисты. Фотография Сикстинской Мадонны висела у Льва Толстого и у Достоевского.

Преображенная парадная анфилада Зимнего дворца вместила более трехсот произведений. В их числе знаменитые шедевры и ранее неизвестные публике работы: живопись, графика, скульптура и прикладное искусство.

В Аванзале предваряют выставку и анонсируются как премьера фрески школы Рафаэля. Они датируются 1520 годом, в Эрмитаж поступили в 1865-м, когда по распоряжению Александра II их купили в Риме. Фрески висели в зале, где экспонируется «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Рядом с шедевром фрески, покрытые более поздними записями, мало кто замечал. Пять лет назад началась реставрация. Как отмечают специалисты, фрески – работа нескольких художников, авторские манеры разнятся. Уже установлено авторство любимого ученика Рафаэля – Джулио Романо. Рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины.

У Эрмитажа не было цели собрать как можно больше картин Рафаэля, поэтому даже знаменитая «Мадонна с младенцем» осталась на своем месте в постоянной экспозиции. Но «Прекрасную садовницу» с визитом из Лувра ждали, как и шедевр Коро «Женщина с жемчужиной». Карантин в Эрмитаже и парижском музее, закрытые границы не позволили доставить картины в срок. Они приедут позже, и это станет отдельным событием.

Из того, что наша публика до сих пор не видела, нельзя не назвать «Мадонну с вуалью» из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, которую приписывают Рафаэлю. В 1924 году ее обнаружили в Нижнем Тагиле в доме, когда-то принадлежавшем семейству Демидовых. Картина реставрировалась в Москве, побывала в других музеях, вернулась в Нижний Тагил. Известно, что изначально оригинал находился в римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Его часто копировали, гравировали, среди многочисленных копий он и затерялся. В XIX столетии в Италии и Франции обнаружились две сопоставимые с оригиналом картины. Тагильская, на которой есть подпись: «Рафаэль урбинский написал» и дата – 1509 год, может быть высококлассной копией или подлинником. Рядом еще одна прекрасная Мадонна из частного собрания Швейцарии, на этикетке надпись – «Рафаэль Санти и мастерская».

В следующих залах можно видеть, как интерпретировали стиль Рафаэля его последователи Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссен, Рубенс, Иванов, Венецианов, Энгр, Коро, Пикассо и другие художники. В картине «Зевс и Фетида» Антона Лосенко, написанной в Риме, очевидно влияние Рафаэля. Целая галерея вариаций Сикстинской Мадонны в русском искусстве, начиная с Владимира Боровиковского и Александра Иванова и заканчивая Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем. В последнем зале тот же сюжет у Сальвадора Дали – иллюстрация к «Дон Кихоту» Сервантеса.

Завершает выставку работа Егора Острова, выходца из Академии Тимура Новикова. Она совсем свежая, датирована нынешним годом, продолжает линию Рафаэля и постмодернистскую линию в искусстве.

#выставка #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6834) от 24.12.2020 под заголовком «Культ красоты никто не отменял».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?