Лики и звуки

Международный фестиваль «Лики современного пианизма» прошел на нескольких площадках Мариинского театра, включая Концертный зал и камерные залы Новой сцены. За 11 дней публике представили 25 концертов, в которых наряду с мировыми звездами были представлены и совсем неизвестные музыканты.

Лики и звуки | Выступление дуэта братьев-голландцев Артура и Лукаса Юссенов оказалось особым событием фестивальной программы. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Выступление дуэта братьев-голландцев Артура и Лукаса Юссенов оказалось особым событием фестивальной программы.
ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Фестиваль проводится уже в одиннадцатый раз, хотя возник всего лишь в 2011 году. Дело в том, что собирается он дважды в сезон. Его организаторы - маэстро Валерий Гергиев, который начинал как пианист, и сербская пианистка Мира Евтич - приглашают на него пестрый, никогда не прогнозируемый состав участников. Организаторы не хотят пересекаться с европейским мейнстримом, пытаются самостоятельно устанавливать свои тренды, продвигать свои имена, привлекая многих российских музыкантов. Можно назвать с десяток именитых европейских звездных исполнителей, которые ни разу не были на петербургском форуме, что, безусловно, жаль. Но это не означает, что петербуржцы обделены, скорее, напротив.

Да, сюда ни разу не приезжал один из интереснейших французских пианистов Александр Таро, немецкий пианист нижегородского происхождения Игорь Левит, не было здесь и таких признанных мэтров, как поляк Кристиан Циммерман, румын Раду Лупу, уникальный американский пианист сефардского происхождения Мюррей Перайя, изящная португалка Мария Жоао Пиреш и некоторые другие. Зато приезжал Ефим Бронфман, выступал изысканный британец Кристиан Блэкшоу, здесь слушатели открыли для себя фантастически одаренного узбека Бехзода Абдураимова, не говоря о том, что постоянными резидентами являются Денис Мацуев и Даниил Трифонов, а в последние годы - производящий сенсацию француз Люка Дебарг, почтивший своим присутствием нынешний фестиваль.

В этом году при достаточном количестве звездных концертов акцент пришелся на имена, неизвестные большому миру. Так, в Концертном зале продефилировали ученики знаменитой Татьяны Зеликман, выпестовавшей гран-призера конкурса Чайковского Даниила Трифонова, о котором сегодня говорит весь музыкальный мир. Ученики Зеликман представили вечер всех сонат Скрябина, изумив глубоким единым чувством стиля, прочной исполнительской техникой, полетом мысли. В результате сонаты одного композитора и прозвучали на одном дыхании.

Впервые на «Ликах» выступил и сын маэстро - Абисал Гергиев, ученик консерваторской десятилетки по классу Александра Сандлера. Своей спокойной и взвешенной трактовкой до-диез-минорного концерта Пуленка, исполненного под управлением отца, Абисал дал все основания ожидать от него в будущем более серьезных откровений.

Особым событием в фестивальной программе стало выступление фортепианного дуэта харизматичных, с голливудской внешностью братьев-голландцев Артура и Лукаса Юссенов, предложивших как будто альтернативу знаменитому дуэту сестер-близняшек Лабек. Их достоинством оказалась именно цельная ансамблевая игра, будто бы и неделимая на две половинки. Все второе отделение было отдано «Весне священной» Стравинского, в которой братья показали свою юношескую удаль и поглощенность ритмической стихией. Еще одно свое, хочется сказать, истинное лицо показали они на бисах, сыграв сложнейшие, наполненные виртуозными трюками аранжировки «Итальянской польки» Рахманинова и половины первой части соль-минорной симфонии Моцарта.

Фестиваль предоставил и возможность сравнения интерпретаций. Плотно построенный без перерыва вечер музыки Шопена в зале Прокофьева явил полные циклы четырех скерцо и четырех баллад в исполнении дебютанта Нурона Мукуми родом из Ташкента. Молодой пианист, безусловно, держал внимание публики своими скоростями, но с каждым новым тактом становилось понятно, что «феноменальная беглость» здесь, к сожалению, больше ради скорости: на «остановиться и подумать» исполнитель не дал ни малейшего шанса. Да и небрежностей было многовато.

Спустя несколько вечеров возможность послушать баллады Шопена дал молодой корейский виртуоз Сон Чжин Чо. Наряду с блистательной техникой у него царила и музыкантская мысль, и обостренное чувство музыкальной драматургии. Пианист гипнотизировал слушателей нежнейшим, подчас шепчущим пиано и пробуждал резкими, несколько даже диковатыми вспышками форте, словно напоминая о своей ментальности, в которой импульсивность и порыв - важные составляющие. Чо поразил и своей трактовкой большой сонаты си минор Альбана Берга, сыграв ее как яркий образчик Венского Сецессиона с декадентскими извивами.

Француз Люка Дебарг пока не перестает удивлять своей спонтанностью и впечатляющей интуитивной техникой, позволяющей ему проникать в самые потайные комнаты композиторского замысла. Всякий раз он начинает выступление в полной тишине и в этот раз дождался, пока рассядутся опоздавшие. Свой вечер Дебарг концептуально строго построил всего из трех сонат «в тоне ля» - сонаты ля минор и ля мажор Шуберта и Второй сонаты ля мажор Шимановского.

Владеющий искусством контрастов, в сонатах Шуберта он сделал ставку на модерато - умеренный темп, позволяя вслушиваться и вдумываться в звучащее. В крайне редко исполняемой в виду больших технических сложностей сонате Шимановского Дебарг развернул во всю мощь свое сочное художественное видение мира, напомнив о времени ее создания - пышно цветущий искусствами 1911 год.

Даниил Трифонов поразил выдержкой в пусть небольшом, но все же марафоне из всех четырех фортепианных концертов Рахманинова. Он не обжигает рахманиновской страстью - напротив, слегка даже охлаждает и разум, и чувства, являя музыку в ее незамутненном, беспримесном виде, как чистые, родниковые послания композитора.

В этом исполнителе органично уживаются и нежнейшая пальцевая беглость, и могучая аккордовая техника, которой он отнюдь не ломает рояли, а дает почувствовать ту самую «силу духа» - термин затасканный, но не утрачивающий своей сути. Трифонов заставил слушать себя не только публику, готовую хлопать ему после каждой части, но и маэстро Валерия Гергиева с оркестром - подобно Орфею, укрощающему стихии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5868) от 16.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?