Лики Андершевского. Всемирно известный пианист покорил Петербург
В Концертном зале Мариинского театра проходит XIII международный фестиваль «Лики современного пианизма». Всемирно известный пианист Петр Андершевский впервые выступил с сольным концертом в преддверии фестиваля.
Фото Валентина Барановского © Мариинский театр 2018
«Лики современного пианизма» - ноу-хау Валерия Гергиева, который и сам пианист, и сын его пианист, а потому к этому самому популярному музыкальному инструменту маэстро питает особые чувства, прекрасно понимая, что для возникновения и выявления звезд нужно не десять, а сразу сто пианистов, на фоне которых звезда и сможет ярко заблистать. На «Ликах современного пианизма» программу формируют так, чтобы возникало впечатление здесь и сейчас зачерпнутой пригоршни музыкантов разных поколений. Возможно, потому организаторы не озадачиваются информационной печатной продукцией, у фестиваля нет буклета с развернутыми комментариями. Нам словно дают понять, что слова ни к чему, когда такой широкий выбор: приходите, слушайте, делайте выводы, фиксируйте момент...
Но на концертах этого фестиваля вы наверняка поймете, что искусство игры на рояле продолжает оставаться самым востребованным в мире, а средний уровень технической подготовки пианистов стремительно растет в самом младшем возрастном сегменте. И о некоторых трендах и поветриях «Лики современного пианизма» тоже могут кое-что сказать. В этот раз сильный акцент поставлен на китайском феномене: фестиваль открылся концертом студентов Шанхайской консерватории музыки. Несколько концертов отдано и школам российских педагогов, среди которых классы Зоры Цукер и Миры Марченко.
Украшают афишу и имена детей, прошедших через заботливые руки конкурса Дениса Мацуева, который искренне и азартно заинтересован в поиске юных конкурентов. Это и 11-летняя Александра Довгань, ученица Миры Марченко, и ее немногим более старшая сверстница Наталья Лисанова, ученица Петра Лаула. Юные музыканты получают здесь уникальный шанс выйти на серьезную сцену.
Но кроме выступлений начинающих и восходящих на «Ликах» есть несколько полноценных сольных концертов музыкантов, уже получивших широкое признание. Концерт пианиста польско-венгерского происхождения Петра Андершевского был поставлен за несколько дней до начала фестиваля не случайно, словно обозначив особый статус этого исполнителя. Его игра не обманывает предположения, что этот человек не переносит суету, не любит спешить, но всюду успевает и принимает тишину за часть звучащего пространства, основывая на ней свой фирменный исполнительский стиль.
Это подтверждается при первой же с ним беседе уже за пределами сцены. Для Андершевского музыка, нотный текст, выход к публике - возможность бесконечных вариаций на разные темы. Он, как мало кто, умеет дышать, петь, мыслить и чувствовать за роялем, что без труда можно услышать даже в записи. В его мягком туше - тончайшее сочетание размышления и пропевания.
Музыкант представил концептуально изысканную и в то же время как будто бесхитростно составленную программу с избранными прелюдиями и фугами Баха из его второго тома «Хорошо темперированного клавира» в первом отделении и Вариациями на тему Диабелли Бетховена - во втором. Интерпретации Андершевского сочинений Баха - тема для диссертаций. Он вступал в деликатный диалог с мелодикой Баха, давал услышать голос своего великого собеседника и открывал свою ранимую душу. Андершевский не ставил себя в рамки аутентичного исполнительства, предоставляя свободу дыханию, но учитывал правила «этикета» той музыки, к которой прикасался.
«Диабелли-вариации», как еще называют этот громадный цикл Бетховена под стать «Гольдберг-вариациям» Баха, Петр Андершевский развернул как необъятный мир фантазий. Он вырастал из неприметного вальсочка, став пищей для размышлений и полета «музыкально-инженерной» мысли. Собственно, венский издатель и композитор Антон Диабелли и сочинял этот вальсок, чтобы разослать его композиторам своего времени и проверить, на что они способны. Бетховен сподобился на тридцать три вариации, в которых всласть нафантазировался и в ритме, и в мелодии, сумев процитировать даже слугу Лепорелло из «Дон Жуана». Андершевский сумел услышать в Бетховене и многополярный мир его эмоций, и полифонию Баха, и предчувствия Шопена с его ноктюрновой меланхолией.
В конце после шквала оваций пианист сыграл один бис, которым стала «Багатель» Бетховена.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (6350) от 25.12.2018 под заголовком «Лики Андершевского».
Комментарии