Окунуться во «Время Гранина» можно в библиотеке имени писателя

«Чувства. Тревога. Котенок». «Нет печки». «Мороз + голод + темнота. Какие малые поступки становились подвигом. Что спасало». «Шутка. Тупость управхоза». «Топливо. Трамвай. Жилье»... Это лишь несколько ключевых слов из картотеки «Блокадной книги» Даниила Гранина. Кроме них на каждой карточке, а всего их сто двадцать три, - имя и фамилия того человека, в чьих воспоминаниях можно было об этом прочесть.

Окунуться во «Время Гранина» можно в библиотеке имени писателя | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Увидеть эти реликвии не столь еще далекого прошлого можно на выставке «Время Гранина», открывшейся в библиотеке, носящей его имя, на Дальневосточном пр., 6, корп. 1. Она расположена в микрорайоне, появившемся всего несколько лет назад. Библиотека тоже совсем новая, открылась осенью 2017 года, но имя писателя успела получить еще при его жизни. Даниил Александрович дал согласие, о чем свидетельствует документ в импровизированном музейном уголке, который здесь зовут «комнатой Гранина».

Кстати, тут проходят занятия по книге писателя «Ленинградский каталог», посвященной давно забытым предметам довоенного быта. Здесь их можно потрогать. Керосиновая лампа, паровой утюг, примус... «Вещи могут вернуться, - был уверен Даниил Александрович. - С прошлым не стоит окончательно прощаться».

В библиотеке действует культурно-просветительский центр Д. А. Гранина. Среди его задач - популяризация творчества, изучение биографии, создание информационной базы данных - произведений, статей, интервью, всех публикаций писателя и упоминаний о нем. Формирование фотоархива.

- Мы начали творческий молодежный конкурс «Арт-грани»: каждый может придумать суперобложку для любого произведения Гранина. Нарисовать от руки или в любом графическом редакторе на компьютере, - рассказала куратор центра Софья Кулакова. - Работы принимаем до начала июля. Весь январь, февраль, а потом в сентябре - занятия «Грани мужества», посвященные блокаде. В течение всего года проходит цикл лекций «Грани науки». Главное, чтобы образ писателя остался живым, не оказался по-юбилейному залакированным...

Выставку «Время Гранина», приуроченную к состоявшимся в библиотеке первым в нашем городе Гранинским чтениям, подготовил Центральный государственный архив литературы и искусства. В основе - документы из личного фонда писателя, который он сам начал формировать еще в середине 1970-х годов. Последние материалы поступили в него в прошлом году от его дочери.

- Описание последней части фонда было закончено незадолго до Нового года. И в данный момент весь фонд - а это больше двух тысяч единиц хранения - полностью доступен для исследователей, - поясняет куратор выставки Александра Шанявская.

Даниил Гранин вел очень обширную переписку, поэтому неудивительно, что письма составляют больше половины документов его архивного фонда. У писателя была необычная особенность: нередко, получая письма, он начинал писать свой ответ прямо на них же. Это был черновик его будущего послания.

А вот альбом, который преподнесли Гранину читатели районной библиотеки имени Чехова на Страстном бульваре в Москве. В нем собраны его фотографии и самые яркие высказывания со встреч второй половины 1950-х годов. Например, такое: «Когда остаешься один на один за письменным столом, бывают страшные минуты, и тогда чувствуешь, что где-то есть люди, которым нужно то, что ты писал».

Рядом - личное дело Гранина с «Ленфильма». Подлинник! Любопытен сам факт того, что в 1962 - 1965 годах писатель трудился литературным консультантом на киностудии. В этот период там были сняты два фильма по его книгам - «После свадьбы» и «Иду на грозу». Листаем страницы личного дела. Анкета (кстати, Гранин везде указывал, что он украинец), заявление о приеме на работу, листок по учету кадров. Странная вещь: в одном документе годом его рождения указан 1918 год, а в другом - 1919-й. Опечатка? Нет. Историк Сергей Полторак, подготовивший монографию о Гранине, которая скоро выйдет в свет, вообще уверен, что подлинный год его рождения - 1918-й, так что со столетним юбилеем немного опоздали. А вот зачем писатель оставил нам такую загадку - совершенно не понятно...

Значительная часть фонда Гранина связана с «Блокадной книгой». На выставке - письмо, автор которого пожелал остаться неизвестным: «...Удивительно, что Вы нашли время и силы на такую работу, но никто другой так сделать этого бы не смог. Думаю, что теперь Вы в Ленинграде будете самым почитаемым человеком. Адамович все же со стороны, а Вы - свой, блокадный».

- Материалы к «Блокадной книге», которые есть в нашем архиве, раскрывают многие малоизвестные даже сегодня страницы. Что-то просто нельзя было тогда опубликовать, какие-то рукописи и дневники читатели присылали уже после публикации книги. И даже в последнее расширенное издание вошли далеко не все дополнения, - говорит Шанявская.

Одна из витрин посвящена «личному». В фотоальбоме, подготовленном семьей Даниила Александровича, он предстает как человек, разделяющий все светские увлечения своего времени: лыжи, поездки в Гагры... Впрочем, цель экспозиции не только рассказать о самом Гранине, но и показать его время. Он был публичной персоной - первым секретарем Ленинградского отделения Союза писателей России. На фото 1988 года Гранин - среди делегатов XIX всесоюзной партконференции в Москве.

Кстати, на всех фотографиях Даниил Александрович - без галстука. Он не жаловал этот предмет одежды, предпочитая свободный стиль. Любимыми его вещами были шарфики и кепи.

#Гранин #выставка #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (6368) от 29.01.2019 под заголовком «Личное дело Гранина».


Комментарии