Лев, которого мы не видели

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося художника Льва Бакста, одного из ведущих деятелей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Дягилева в Париже.

Лев, которого мы не видели | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, такой полной монографической выставки Бакста в России до сих пор не было. В музейных экспозициях есть его работы, на выставках они демонстрировались, но персонального показа не случалось. 150-летие со дня рождения художника – хороший для этого повод.

Выставка Бакста готовится и в ГМИИ имени Пушкина в Москве, где будет сделан акцент на его театральных работах. Русский музей, в силу того что обладает шедеврами художника, решился на ретроспективу, показал от самых ранних работ до произведений середины 1920-х годов.

Первое впечатление – разнообразие дарований, которыми обладал художник. Выставка занимает четыре зала, вместивших 160 работ из десяти музейных собраний и частных коллекций. Сто произведений принадлежит Русскому музею: портреты, графика, журнальные работы, гравюры, образцы театральных рисунков и многое другое. Коллекцию Русского музея дополнили картины из Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, Литературного музея Пушкинского Дома и других собраний.

Впервые наряду с портретами и графикой перед публикой предстали замечательные образцы пейзажей. Бакст писал их в начале 1900-х годов. Они не менее интересны, чем портреты и жанровые работы.

Также впервые перед публикой предстала картина «Встреча контр-адмирала Авелана в Париже». Это огромное полотно, над которым художник работал в 1898 – 1900-х годах. Картина малоизвестная, дает представление о возможностях автора. Прежде чем она появилась, он сделал много этюдов карандашом и углем, которые хранятся в Русском музее.

Новостью даже для специалистов стали работы Бакста в области текстиля. На Западе это было известно давно. С 1913 года его эскизы текстиля выставлялись в Париже. Когда Бакст впервые приехал в Америку, ему заказали серию эскизов для шелковых тканей на индейские темы. Он прекрасно с этим справился, ткани выпускались в промышленных масштабах. Как он сам писал, «все дамы света теперь щеголяют в них». Во втором зале выставки за стеклом витрин – ткани и эскизы рисунков на русские мотивы. Они создавались в 1920-е годы, к этому времени художник уже полтора десятилетия жил в Париже.

В состав выставки не могли не войти замечательные портреты. Самый ранний – исполненный в 1886 году по фотографии портрет Льва Толстого. Не обошлось без знаменитого полотна «Ужин», изображающего Анну Бенуа. Сегодня это образец живописи модерна. Но в 1902 году картина вызвала оживленные споры, гнев критики и публики. «Всех прямо скандализирует эта дама. Что в ней?» – недоумевал автор.

Последний зал выставки – театральный. Центральное место там занял огромный занавес, который был заказан Баксту Верой Комиссаржевской для ее театра. Он выполнялся в 1906 году – время расцвета русского символизма в литературе, театре. Композиция «Элизиум» создана в символическом ключе. Занавес окружают замечательные театральные эскизы из собрания Русского музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи. Чтобы показать комплекс эскизов костюмов к балету «Фея кукол», пришлось собрать акварели и рисунки из четырех музеев.

На выставке также представлены реконструкции театральных костюмов по мотивам эскизов Бакста, выполненные современными мастерами.

Завершает выставку знаменитый портрет Дягилева.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5650) от 26.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?