Лев, которого мы не видели

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося художника Льва Бакста, одного из ведущих деятелей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Дягилева в Париже.

Лев, которого мы не видели | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, такой полной монографической выставки Бакста в России до сих пор не было. В музейных экспозициях есть его работы, на выставках они демонстрировались, но персонального показа не случалось. 150-летие со дня рождения художника – хороший для этого повод.

Выставка Бакста готовится и в ГМИИ имени Пушкина в Москве, где будет сделан акцент на его театральных работах. Русский музей, в силу того что обладает шедеврами художника, решился на ретроспективу, показал от самых ранних работ до произведений середины 1920-х годов.

Первое впечатление – разнообразие дарований, которыми обладал художник. Выставка занимает четыре зала, вместивших 160 работ из десяти музейных собраний и частных коллекций. Сто произведений принадлежит Русскому музею: портреты, графика, журнальные работы, гравюры, образцы театральных рисунков и многое другое. Коллекцию Русского музея дополнили картины из Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, Литературного музея Пушкинского Дома и других собраний.

Впервые наряду с портретами и графикой перед публикой предстали замечательные образцы пейзажей. Бакст писал их в начале 1900-х годов. Они не менее интересны, чем портреты и жанровые работы.

Также впервые перед публикой предстала картина «Встреча контр-адмирала Авелана в Париже». Это огромное полотно, над которым художник работал в 1898 – 1900-х годах. Картина малоизвестная, дает представление о возможностях автора. Прежде чем она появилась, он сделал много этюдов карандашом и углем, которые хранятся в Русском музее.

Новостью даже для специалистов стали работы Бакста в области текстиля. На Западе это было известно давно. С 1913 года его эскизы текстиля выставлялись в Париже. Когда Бакст впервые приехал в Америку, ему заказали серию эскизов для шелковых тканей на индейские темы. Он прекрасно с этим справился, ткани выпускались в промышленных масштабах. Как он сам писал, «все дамы света теперь щеголяют в них». Во втором зале выставки за стеклом витрин – ткани и эскизы рисунков на русские мотивы. Они создавались в 1920-е годы, к этому времени художник уже полтора десятилетия жил в Париже.

В состав выставки не могли не войти замечательные портреты. Самый ранний – исполненный в 1886 году по фотографии портрет Льва Толстого. Не обошлось без знаменитого полотна «Ужин», изображающего Анну Бенуа. Сегодня это образец живописи модерна. Но в 1902 году картина вызвала оживленные споры, гнев критики и публики. «Всех прямо скандализирует эта дама. Что в ней?» – недоумевал автор.

Последний зал выставки – театральный. Центральное место там занял огромный занавес, который был заказан Баксту Верой Комиссаржевской для ее театра. Он выполнялся в 1906 году – время расцвета русского символизма в литературе, театре. Композиция «Элизиум» создана в символическом ключе. Занавес окружают замечательные театральные эскизы из собрания Русского музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи. Чтобы показать комплекс эскизов костюмов к балету «Фея кукол», пришлось собрать акварели и рисунки из четырех музеев.

На выставке также представлены реконструкции театральных костюмов по мотивам эскизов Бакста, выполненные современными мастерами.

Завершает выставку знаменитый портрет Дягилева.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5650) от 26.02.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.