Лев, которого мы не видели

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося художника Льва Бакста, одного из ведущих деятелей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Дягилева в Париже.

Лев, которого мы не видели | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, такой полной монографической выставки Бакста в России до сих пор не было. В музейных экспозициях есть его работы, на выставках они демонстрировались, но персонального показа не случалось. 150-летие со дня рождения художника – хороший для этого повод.

Выставка Бакста готовится и в ГМИИ имени Пушкина в Москве, где будет сделан акцент на его театральных работах. Русский музей, в силу того что обладает шедеврами художника, решился на ретроспективу, показал от самых ранних работ до произведений середины 1920-х годов.

Первое впечатление – разнообразие дарований, которыми обладал художник. Выставка занимает четыре зала, вместивших 160 работ из десяти музейных собраний и частных коллекций. Сто произведений принадлежит Русскому музею: портреты, графика, журнальные работы, гравюры, образцы театральных рисунков и многое другое. Коллекцию Русского музея дополнили картины из Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, Литературного музея Пушкинского Дома и других собраний.

Впервые наряду с портретами и графикой перед публикой предстали замечательные образцы пейзажей. Бакст писал их в начале 1900-х годов. Они не менее интересны, чем портреты и жанровые работы.

Также впервые перед публикой предстала картина «Встреча контр-адмирала Авелана в Париже». Это огромное полотно, над которым художник работал в 1898 – 1900-х годах. Картина малоизвестная, дает представление о возможностях автора. Прежде чем она появилась, он сделал много этюдов карандашом и углем, которые хранятся в Русском музее.

Новостью даже для специалистов стали работы Бакста в области текстиля. На Западе это было известно давно. С 1913 года его эскизы текстиля выставлялись в Париже. Когда Бакст впервые приехал в Америку, ему заказали серию эскизов для шелковых тканей на индейские темы. Он прекрасно с этим справился, ткани выпускались в промышленных масштабах. Как он сам писал, «все дамы света теперь щеголяют в них». Во втором зале выставки за стеклом витрин – ткани и эскизы рисунков на русские мотивы. Они создавались в 1920-е годы, к этому времени художник уже полтора десятилетия жил в Париже.

В состав выставки не могли не войти замечательные портреты. Самый ранний – исполненный в 1886 году по фотографии портрет Льва Толстого. Не обошлось без знаменитого полотна «Ужин», изображающего Анну Бенуа. Сегодня это образец живописи модерна. Но в 1902 году картина вызвала оживленные споры, гнев критики и публики. «Всех прямо скандализирует эта дама. Что в ней?» – недоумевал автор.

Последний зал выставки – театральный. Центральное место там занял огромный занавес, который был заказан Баксту Верой Комиссаржевской для ее театра. Он выполнялся в 1906 году – время расцвета русского символизма в литературе, театре. Композиция «Элизиум» создана в символическом ключе. Занавес окружают замечательные театральные эскизы из собрания Русского музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи. Чтобы показать комплекс эскизов костюмов к балету «Фея кукол», пришлось собрать акварели и рисунки из четырех музеев.

На выставке также представлены реконструкции театральных костюмов по мотивам эскизов Бакста, выполненные современными мастерами.

Завершает выставку знаменитый портрет Дягилева.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5650) от 26.02.2016.


Комментарии