Лев-поилец с Фонтанки. Открылась обновленная экспозиция «История движения в защиту Петербурга»
Эта выставка Петербургского центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского, созданного Петербургским отделением ВООПИиК. К двумстам экспонатам, которые были представлены ровно три года назад при открытии центра, добавилось еще около пятидесяти. Особый интерес вызывают три архитектурные детали — маска, витраж и барельеф.
ФОТО АВТОРА
Мраморная маска льва была найдена в 1970‑е годы во время земляных работ рабочим-строителем на набережной реки Фонтанки, 18. Недавно его наследники передали маску ВООПИиК. Специалисты предполагают, что это фрагмент фонтана-поилки, который находился в саду усадьбы Пашковых до начала ХХ века, когда на этом месте был построен дворовый корпус.
Витраж ранее находился в доходном доме Митрофана Мироненко (Тележная ул., 13), однако он исчез в 2011 году при замене оконных заполнений и был случайно обнаружен на помойке во дворе на Петроградской стороне. После передачи витража ВООПИиК была проведена его комплексная реставрация. Она стала дипломной работой художницы-реставратора Ольги Мельниченко, выпускницы Строгановского университета.
Наконец, гипсоцементный барельеф «Меркурий» — декоративная деталь фасада, предположительно, снятая с одного из зданий на Гороховой улице во время капитального ремонта в 1960‑х годах. «Меркурий» датируется 1890‑ми годами. Барельеф был выкуплен у частного лица на средства мецената.
Как рассказал Антон Иванов, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, постоянно действующая экспозиция позволяет Обществу охраны памятников напрямую общаться с горожанами. В 2024 году в Центре имени Б. Б. Пиотровского было проведено 300 экскурсий, которые посетили более шести тысяч человек.
Елена Кононенко, хранитель музейных коллекций Петербургского центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского, рассказала «СПб ведомостям», что в новую постоянную экспозицию вошли еще несколько знаковых предметов. В частности, это книга Мирона Рославлева «Старый Петербург — Новый Ленинград» 1925 года издания, где впервые заявлено о необходимости сохранения лучших образцов архитектуры второй половины XIX — начала XX века и создания «заповедных мест» в центре Ленинграда. Рядом представлены отпечатанный на машинке проект 1985 года «Охранные зоны памятников истории и культуры Ленинграда», а также схемы охранных зон к проекту Генерального плана нашего города на 1986 – 2005 годы. Именно эти схемы стали в 1990 году основным документом для включения Ленинграда в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В экспозицию также включены редкие ленинградские пейзажи 1930‑х годов архитектора-художника и защитника старого Петербурга Николая Лансере и архитектора-реставратора Александра Ротача, который активно работал в ВООПИиК до своего ухода в возрасте 97 лет.
Завершают показ эскизы неосуществленных градозащитных плакатов, которые в 1988 году были поданы на конкурс, проводившийся ВООПИиК, и материалы о волонтерах наследия 1960 – 1980‑х годов. Это были молодежные отряды, они занимались, например, реставрацией памятников Меншиковского дворца и археологическими раскопками в Летнем саду.
Читайте также:
В Северной столице открылась выставка «Лёд. Жизнь»
В Мемориальном музее А. В. Суворова открылась выставка «Блестящий храм его и нашей славы…»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7804) от 02.12.2024 под заголовком «Лев-поилец с Фонтанки».
Комментарии