Лето. Любовь. Оперетта

На Малой сцене Театра музыкальной комедии показали премьеру оперетты «Лето любви» Лайоша Лайтаи в постановке Олега Левакова. Спектакль стал бенефисом Светланы Луговой, исполнившей главную роль опереточной дивы Марии.

Лето. Любовь. Оперетта | Звезда оперетты Мария (Светлана Лугова) недолго выбирала избранника для дочери — Миклош (Александр Леногов).<br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Звезда оперетты Мария (Светлана Лугова) недолго выбирала избранника для дочери — Миклош (Александр Леногов).
ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Эта оперетта известна лишь завзятым поклонникам жанра или синефилам по фильму «Минувшее лето», снятому венгерской киностудией в 1941 и 1969 годах с участием, соответственно, Ханны Хонти и Евы Рутткаи в главной роли. Спектакль с наивным «парфюмерным» названием стал для новых поколений любителей беспечного жанра абсолютной новинкой.

Несмотря на то что «Лето любви» написано в далеком 1927 году, его сладкие мелодии воспринимались сегодня так, словно были написаны примерно тогда же, когда и, скажем, знаменитый хит «Листья желтые», а именно в конце 1960-х – начале 1970-х. Впрочем, эти ощущения свидетельствовали лишь о том, что творившие в те советские годы композиторы имели хороший вкус и воспитывались на лучших образцах прошлого.

Новая оперетта пополнила богатую коллекцию Театра музыкальной комедии, включив в нее и новое, фактически не известное широкому зрителю композиторское имя Лайоша Лайтаи, младшего современника Кальмана и Легара. Если бы не просветительские порывы нынешнего директора Театра музкомедии Юрия Шварцкопфа и не тесная дружба с Будапештским театром оперетты, «Лето любви» вряд ли увидело бы свет российских подмостков. Жаль, что сегодня так мало смельчаков, готовых доказать, что и в XXI веке оперетте тоже нашлось бы место, несмотря на абсолютную диктатуру мюзикла, который в последние годы стал размножаться на российских подмостках с угрожающей скоростью.

Поместив «Лето любви» на Малую сцену, Театр музкомедии невольно указал на факультативность, кокетливую необязательность нового приобретения, словно дорогой безделушки. Но именно своей очаровательной необязательностью работа оказалась мила. «Лето любви» – такая штучка, которая будет хороша в любое время года, но особенно – в знойные летние вечера. Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал все для того, чтобы зритель в натуралистичных декорациях богатого дома «погрузился в атмосферу комфорта» и забыл о проблемах и заботах, а хореограф Владимир Романовский со вкусом поставил для этого незамысловатые танцы. Участие маленького камерного ансамбля под руководством Юрия Крылова, расположившегося тут же на сцене, также придало спектаклю неповторимый ретроколорит.

В «Лете любви» заплетена типично опереточная интрига, но представлена она не без изобретательности и даже некоторой филигранности. Главная героиня – звезда столичной оперетты Мария (Светлана Лугова). Именно эта женщина возведена здесь в культ. Рядом с ней горничная Мимоза (Валентина Кособуцкая) и непутевый брат Трафина (Владимир Яковлев). Мария поет себе и поет, пока в один прекрасный день не видит в зале знакомые глаза мужчины, которого когда-то любила. С тех пор прошло 18 лет. Мария воспитывает дочь, а тот самый бывший возлюбленный барон Янош (Александр Байрон) – сына, сердцееда Миклоша (Александр Леногов).

Долго думать не надо, чтобы понять, каким будет фирменный опереточный хеппи-энд: в нем каждый найдет свою половину, для каждого возраста найдется свое «лето любви». Но на пути к финалу Мария приложит все усилия, чтобы сначала слегка отомстить покинувшему ее возлюбленному, походя дав экспресс-урок по науке любви его сынку.

Светлана Лугова как никакая другая актриса из труппы Музкомедии годится на эту роль капризной примадонны, сиречь женщины, в которой все должно быть идеально. Петербургская дива играла и пела звезду в ее далеко не юные годы, а потому нервозности и раздражительности в ее жестах и интонациях было хоть отбавляй. Их можно было бы убавить, особенно в отношениях с дочерью, где героиня Луговой ведет себя даже грубовато и агрессивно. Хотя понять мамашу-хлопотунью можно: она узнала, что дочь вознамерилась пойти в актрисы, а Марии хватает самой себя в этом амплуа.

Дочери бывают разные, и к иным, вероятно, можно применить жесткие меры, но Жужи в исполнении Анны Булгак – явно не из их числа, ибо обаятельна и очень неглупа. А ее возможный будущий избранник (какого быстренько организовала Мария) и вовсе почти затмил своей искрометностью главную героиню вечера. Александр Леногов играл текст своего героя-простака Миклоша так, что, кажется, искры летели. Не говоря уже о том, как он двигался, танцевал, эффектно выстраивал взаимоотношения с партнерами. Приехавший в Петербург из Нижнего Новгорода артист откуда-то знает такие секреты мастерства, которые неведомы многим солистам со стажем.

Рядом с Леноговым эталоном стиля смотрелся и его сценический отец – барон Янош в исполнении Александра Байрона, любимца не одного поколения петербургских опереттоманов. Ему с легкостью удаются образы лощеных баронов, боссов, профессоров.

Полный Малый зал (к сожалению, бесчеловечно душный, больше похожий на парную) на премьере ясно свидетельствовал: всем нам категорически не хватает лета и очень хочется любви.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.