Лето. Любовь. Оперетта

На Малой сцене Театра музыкальной комедии показали премьеру оперетты «Лето любви» Лайоша Лайтаи в постановке Олега Левакова. Спектакль стал бенефисом Светланы Луговой, исполнившей главную роль опереточной дивы Марии.

Лето. Любовь. Оперетта | Звезда оперетты Мария (Светлана Лугова) недолго выбирала избранника для дочери — Миклош (Александр Леногов).<br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Звезда оперетты Мария (Светлана Лугова) недолго выбирала избранника для дочери — Миклош (Александр Леногов).
ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Эта оперетта известна лишь завзятым поклонникам жанра или синефилам по фильму «Минувшее лето», снятому венгерской киностудией в 1941 и 1969 годах с участием, соответственно, Ханны Хонти и Евы Рутткаи в главной роли. Спектакль с наивным «парфюмерным» названием стал для новых поколений любителей беспечного жанра абсолютной новинкой.

Несмотря на то что «Лето любви» написано в далеком 1927 году, его сладкие мелодии воспринимались сегодня так, словно были написаны примерно тогда же, когда и, скажем, знаменитый хит «Листья желтые», а именно в конце 1960-х – начале 1970-х. Впрочем, эти ощущения свидетельствовали лишь о том, что творившие в те советские годы композиторы имели хороший вкус и воспитывались на лучших образцах прошлого.

Новая оперетта пополнила богатую коллекцию Театра музыкальной комедии, включив в нее и новое, фактически не известное широкому зрителю композиторское имя Лайоша Лайтаи, младшего современника Кальмана и Легара. Если бы не просветительские порывы нынешнего директора Театра музкомедии Юрия Шварцкопфа и не тесная дружба с Будапештским театром оперетты, «Лето любви» вряд ли увидело бы свет российских подмостков. Жаль, что сегодня так мало смельчаков, готовых доказать, что и в XXI веке оперетте тоже нашлось бы место, несмотря на абсолютную диктатуру мюзикла, который в последние годы стал размножаться на российских подмостках с угрожающей скоростью.

Поместив «Лето любви» на Малую сцену, Театр музкомедии невольно указал на факультативность, кокетливую необязательность нового приобретения, словно дорогой безделушки. Но именно своей очаровательной необязательностью работа оказалась мила. «Лето любви» – такая штучка, которая будет хороша в любое время года, но особенно – в знойные летние вечера. Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал все для того, чтобы зритель в натуралистичных декорациях богатого дома «погрузился в атмосферу комфорта» и забыл о проблемах и заботах, а хореограф Владимир Романовский со вкусом поставил для этого незамысловатые танцы. Участие маленького камерного ансамбля под руководством Юрия Крылова, расположившегося тут же на сцене, также придало спектаклю неповторимый ретроколорит.

В «Лете любви» заплетена типично опереточная интрига, но представлена она не без изобретательности и даже некоторой филигранности. Главная героиня – звезда столичной оперетты Мария (Светлана Лугова). Именно эта женщина возведена здесь в культ. Рядом с ней горничная Мимоза (Валентина Кособуцкая) и непутевый брат Трафина (Владимир Яковлев). Мария поет себе и поет, пока в один прекрасный день не видит в зале знакомые глаза мужчины, которого когда-то любила. С тех пор прошло 18 лет. Мария воспитывает дочь, а тот самый бывший возлюбленный барон Янош (Александр Байрон) – сына, сердцееда Миклоша (Александр Леногов).

Долго думать не надо, чтобы понять, каким будет фирменный опереточный хеппи-энд: в нем каждый найдет свою половину, для каждого возраста найдется свое «лето любви». Но на пути к финалу Мария приложит все усилия, чтобы сначала слегка отомстить покинувшему ее возлюбленному, походя дав экспресс-урок по науке любви его сынку.

Светлана Лугова как никакая другая актриса из труппы Музкомедии годится на эту роль капризной примадонны, сиречь женщины, в которой все должно быть идеально. Петербургская дива играла и пела звезду в ее далеко не юные годы, а потому нервозности и раздражительности в ее жестах и интонациях было хоть отбавляй. Их можно было бы убавить, особенно в отношениях с дочерью, где героиня Луговой ведет себя даже грубовато и агрессивно. Хотя понять мамашу-хлопотунью можно: она узнала, что дочь вознамерилась пойти в актрисы, а Марии хватает самой себя в этом амплуа.

Дочери бывают разные, и к иным, вероятно, можно применить жесткие меры, но Жужи в исполнении Анны Булгак – явно не из их числа, ибо обаятельна и очень неглупа. А ее возможный будущий избранник (какого быстренько организовала Мария) и вовсе почти затмил своей искрометностью главную героиню вечера. Александр Леногов играл текст своего героя-простака Миклоша так, что, кажется, искры летели. Не говоря уже о том, как он двигался, танцевал, эффектно выстраивал взаимоотношения с партнерами. Приехавший в Петербург из Нижнего Новгорода артист откуда-то знает такие секреты мастерства, которые неведомы многим солистам со стажем.

Рядом с Леноговым эталоном стиля смотрелся и его сценический отец – барон Янош в исполнении Александра Байрона, любимца не одного поколения петербургских опереттоманов. Ему с легкостью удаются образы лощеных баронов, боссов, профессоров.

Полный Малый зал (к сожалению, бесчеловечно душный, больше похожий на парную) на премьере ясно свидетельствовал: всем нам категорически не хватает лета и очень хочется любви.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии