Летний сад в четыре цвета

Русский музей в Михайловском замке открыл выставку «Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер».

Летний сад в четыре цвета  | Посетители выставки заново открывают для себя искусство известного мастера.<br>ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Посетители выставки заново открывают для себя искусство известного мастера.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

- Этой выставке противопоказано то, что теперь часто становится главным критерием оценки: шум, сенсационные разоблачения, скрытые подтексты, которые любят искать и находят даже там, где их нет, - сказал на вернисаже директор Русского музея Владимир Гусев. - Здесь не нужны огромные очереди при входе, шумные толпы в залах. И в то же время хочется, чтобы выставку увидели много людей. Тех, кто сможет оценить ее тонкую красоту.

Коллекция Остроумовой-Лебедевой - собрание уникальное. Еще при жизни она завещала все свое наследие - гравюры, рисунки, живопись, инструменты, архивные документы, письма и даже мебель Русскому музею. Художница не была коллекционером в привычном значении этого слова. Ее собрание складывалось из собственных работ, даров учеников и последователей и японской гравюры, которую она покупала целенаправленно.

В нескольких камерных залах около двухсот экспонатов. Цель выставки - проследить творческие поиски художницы, увидеть, к чему она пришла, столкнувшись с японской гравюрой, понять, куда пошли те, для кого она стала наставником в искусстве.

Остроумова-Лебедева начинала как живописец, училась в мастерской Репина, а закончила с дипломом гравера. Творческий кризис наступил в Академии художеств, когда она поняла: учеба не дает того, что ищет душа. К тому же заниматься живописью ей запретили врачи. Запах масляных красок вызывал у художницы приступы удушья.

Выставка китайской и японской графики в залах академии помогла осознать, чего ей не хватает в мастерской Репина - сочетания условности, реализма и декоративности.

Затем была первая поездка в Париж, где Сомов написал ее знаменитый портрет. Тогда же произошла встреча и на долгие годы дружба с художниками объединения «Мир искусства». Вторую фамилию Остроумова получила в браке с известным впоследствии химиком Лебедевым, имя которого носит одна из улиц нашего города.

Выставку открывают акварели, их художница рассматривала как вид живописи. Они менее известны публике.

В следующих залах гравюры. Остроумова перешла в мастерскую Василия Матэ в конце обучения в Академии художеств. Но они пересекались и раньше в училище Штиглица. Тогда молодую художницу гравюра на дереве разочаровала - в то время она играла роль репродукции живописи в журналах и книгах. Вырезать на доске подобие черно-белых фотографий Остроумовой было неинтересно. Но сила резца, которую продемонстрировала ученица, поразила учителя. Он добился, чтобы она вернулась в его мастерскую в стенах Академии художеств. Ей было позволено гравировать так, как она хочет.

Главная заслуга Остроумовой-Лебедевой в том, что она возродила художественную авторскую гравюру на дереве.

На выставке показаны не только оттиски, но и кухня художника - процесс их получения. Известная гравюра «Летний сад зимой» 1902 года сделана с четырех досок. В витрине их две, но гравированные с обеих сторон. На каждую наносился цвет, делался отпечаток, возникал цветной оттиск.

В ее гравюрах не больше пяти цветов. Максимально она применяла в работе не более пяти досок, полагая, что гравюра - искусство строгое, ее язык должен быть скупым и сдержанным. Ее последователи в дальнейшем использовали до двадцати досок. Остроумова-Лебедева считала это подражанием живописи, при котором теряется смысл искусства гравюры на дереве.

Отдельный зал отдан японской гравюре из коллекции Остроумовой-Лебедевой. Знаменитое укие-э - особый жанр, который сформировался в Японии в XVIII веке. В переводе - картины изменчивого мира. Ничто в мире не повторяется, надо успеть запечатлеть.

Первые японские гравюры Остроумова-Лебедева купила в Париже в 1898 году. Их собирали многие художники-мирискусники. Японские мастера оказали на творчество Остроумовой-Лебедевой большое влияние. Она признавалась, что пробовала им подражать, но поняла, что это невозможно: разные материалы и возможности.

Отдельный раздел выставки - работы учеников и последователей Остроумовой-Лебедевой.

Уже в конце ХIХ века репродукционная ксилография переживала кризис, ее вытесняли цинкография и фотография. Художникам, которые зарабатывали на хлеб репродукционной гравюрой, пришлось обратиться к опыту Остроумовой-Лебедевой. Они стали использовать цветную печать.

На выставке несколько работ Ивана Павлова. Имя известное. Ровесник Остроумовой, он до конца держался традиций воспроизведения живописных оригиналов. Она изображала Петербург, он - Москву и другие города России. Павлов использовал фотографии, и это чувствуется. Он делал снимки, переводил на доску, художественно обобщал, избавлялся от деталей. В его гравюрах и работах Остроумовой-Лебедевой разное ощущение мира.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5783) от 08.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.