Летний сад в четыре цвета

Русский музей в Михайловском замке открыл выставку «Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер».

Летний сад в четыре цвета  | Посетители выставки заново открывают для себя искусство известного мастера.<br>ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Посетители выставки заново открывают для себя искусство известного мастера.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

- Этой выставке противопоказано то, что теперь часто становится главным критерием оценки: шум, сенсационные разоблачения, скрытые подтексты, которые любят искать и находят даже там, где их нет, - сказал на вернисаже директор Русского музея Владимир Гусев. - Здесь не нужны огромные очереди при входе, шумные толпы в залах. И в то же время хочется, чтобы выставку увидели много людей. Тех, кто сможет оценить ее тонкую красоту.

Коллекция Остроумовой-Лебедевой - собрание уникальное. Еще при жизни она завещала все свое наследие - гравюры, рисунки, живопись, инструменты, архивные документы, письма и даже мебель Русскому музею. Художница не была коллекционером в привычном значении этого слова. Ее собрание складывалось из собственных работ, даров учеников и последователей и японской гравюры, которую она покупала целенаправленно.

В нескольких камерных залах около двухсот экспонатов. Цель выставки - проследить творческие поиски художницы, увидеть, к чему она пришла, столкнувшись с японской гравюрой, понять, куда пошли те, для кого она стала наставником в искусстве.

Остроумова-Лебедева начинала как живописец, училась в мастерской Репина, а закончила с дипломом гравера. Творческий кризис наступил в Академии художеств, когда она поняла: учеба не дает того, что ищет душа. К тому же заниматься живописью ей запретили врачи. Запах масляных красок вызывал у художницы приступы удушья.

Выставка китайской и японской графики в залах академии помогла осознать, чего ей не хватает в мастерской Репина - сочетания условности, реализма и декоративности.

Затем была первая поездка в Париж, где Сомов написал ее знаменитый портрет. Тогда же произошла встреча и на долгие годы дружба с художниками объединения «Мир искусства». Вторую фамилию Остроумова получила в браке с известным впоследствии химиком Лебедевым, имя которого носит одна из улиц нашего города.

Выставку открывают акварели, их художница рассматривала как вид живописи. Они менее известны публике.

В следующих залах гравюры. Остроумова перешла в мастерскую Василия Матэ в конце обучения в Академии художеств. Но они пересекались и раньше в училище Штиглица. Тогда молодую художницу гравюра на дереве разочаровала - в то время она играла роль репродукции живописи в журналах и книгах. Вырезать на доске подобие черно-белых фотографий Остроумовой было неинтересно. Но сила резца, которую продемонстрировала ученица, поразила учителя. Он добился, чтобы она вернулась в его мастерскую в стенах Академии художеств. Ей было позволено гравировать так, как она хочет.

Главная заслуга Остроумовой-Лебедевой в том, что она возродила художественную авторскую гравюру на дереве.

На выставке показаны не только оттиски, но и кухня художника - процесс их получения. Известная гравюра «Летний сад зимой» 1902 года сделана с четырех досок. В витрине их две, но гравированные с обеих сторон. На каждую наносился цвет, делался отпечаток, возникал цветной оттиск.

В ее гравюрах не больше пяти цветов. Максимально она применяла в работе не более пяти досок, полагая, что гравюра - искусство строгое, ее язык должен быть скупым и сдержанным. Ее последователи в дальнейшем использовали до двадцати досок. Остроумова-Лебедева считала это подражанием живописи, при котором теряется смысл искусства гравюры на дереве.

Отдельный зал отдан японской гравюре из коллекции Остроумовой-Лебедевой. Знаменитое укие-э - особый жанр, который сформировался в Японии в XVIII веке. В переводе - картины изменчивого мира. Ничто в мире не повторяется, надо успеть запечатлеть.

Первые японские гравюры Остроумова-Лебедева купила в Париже в 1898 году. Их собирали многие художники-мирискусники. Японские мастера оказали на творчество Остроумовой-Лебедевой большое влияние. Она признавалась, что пробовала им подражать, но поняла, что это невозможно: разные материалы и возможности.

Отдельный раздел выставки - работы учеников и последователей Остроумовой-Лебедевой.

Уже в конце ХIХ века репродукционная ксилография переживала кризис, ее вытесняли цинкография и фотография. Художникам, которые зарабатывали на хлеб репродукционной гравюрой, пришлось обратиться к опыту Остроумовой-Лебедевой. Они стали использовать цветную печать.

На выставке несколько работ Ивана Павлова. Имя известное. Ровесник Остроумовой, он до конца держался традиций воспроизведения живописных оригиналов. Она изображала Петербург, он - Москву и другие города России. Павлов использовал фотографии, и это чувствуется. Он делал снимки, переводил на доску, художественно обобщал, избавлялся от деталей. В его гравюрах и работах Остроумовой-Лебедевой разное ощущение мира.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5783) от 08.09.2016.


Комментарии