Летающие матрешки и другие миры: рецензия на фильм «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко

В прокат вышла экранизация романа Сергея Лукьяненко «Черновик». Она сразу же стала темой для споров и обсуждений, встряхнув сонное царство майского кинопроката, единственным серьезным событием которого можно считать выход третьих «Мстителей».

Летающие матрешки и другие миры: рецензия на фильм «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко | Фото: WDSSPR

Фото: WDSSPR

Поводом для обсуждения стали не актерские работы (среди которых есть несколько настоящих открытий) и не роскошная компьютерная графика. С «Черновиком» на старте случилось именно то, что происходит у нас с каждой сколько-нибудь заметной экранизацией литературного произведения - от «Жестокого романса» Рязанова в 1980-х до «Тихого Дона» Урсуляка в 2015-м. Читатели посмотрели фильм и нашли массу причин быть недовольными. Но что самое интересное: некоторые поклонники Сергея Лукьяненко недовольны видением самого автора, объявившего работу режиссера Сергея Мокрицкого очень точной экранизацией, а не фильмом по мотивам произведения (как это было, например, с культовыми «Дозорами»).

«Черновик», безусловно, является одним из самых мощных прорывов отечественного кинопроизводства на территорию Marvel - в область фантазийных миров и удивительных героев, в царство мифов и легенд нового тысячелетия. И в этом смысле весьма символично и познавательно соседство в прокате тех самых «Мстителей» и нашего «Черновика».

Режиссер Сергей Мокрицкий и авторы сценария фильма тщательно и в соответствии с мировым драматургическим каноном выводят своего героя в супермены (или избранники) сквозь ряд сокрушительных фиаско, главное из которых, конечно, неудача в любви. Да, в первой же сцене шалопая Кирилла (Никита Волков), стоящего ночью посреди двора в костюме матрешки, жестко отвергает его возлюбленная по имени Аня (Ольга Боровская, дебют в кино). Ну кто он такой - автор компьютерных игр? Богема? Ботаник? Он кажется ей нелепым и совершенно бесперспективным. Аню интересует совсем другой тип мужчины, который в тот момент является ей в образе успешного, собранного и предсказуемого Антона (Евгений Цыганов). «Ты хороший парень, ты создаешь миры. Но меня в них нет», - говорит Аня Кириллу на прощание.

А разве не страдал от безответной любви юный Питер Паркер, более знакомый нам под именем Человек-паук? А Кларк Кент - он же известный всем Супермен? Но разве мы не знаем, что все они в итоге добивались руки своей прекрасной дамы? Разумеется, знаем. Аня не станет исключением, а костюм матрешки прилетит Кириллу сокрушительной обраткой, как и положено в хорошем сценарии, - в свое время.

Итак, наш главный герой, получив от ворот поворот, не теряет надежды вернуть любовь Ани. Но в силу не зависящих от него обстоятельств несется сквозь собственную «кроличью нору» навстречу своей удивительной судьбе - быть избранным и спасти мир (а зачем еще так рисковать?). Очень скоро некие силы сотрут Кирилла из памяти всех, кто его знал: дом больше не дом, родители - не родители, собака - не друг, паспорт - бумажка. В его квартире, как в своей собственной, расположится загадочная блондинка по имени Рената (Северия Янушаускайте).

И вот тут авторы «Черновика» с удовольствием истинных киноманов начнут с нами игру в прямые ассоциации. Вы уже вспомнили культовую сцену из любимой навеки «Иронии судьбы»? В «Черновике» прозвучат реплики из сцены знакомства Нади и Лукашина. Чуть позже, в другой сцене, Рената, уходя, бросит Кириллу I,ll be back, и только ленивый с удовольствием не опознает в этой реплике цитату из «Терминатора». Она же подарит Кириллу кулон-оберег, не выпускающий его за пределы безопасной зоны. «А в чем подвох?» - спросит недоверчивый Кирилл. «Не подвох, - ответит Рената. - Нюансы!». Так вот, как мне кажется, «Черновик» - это собрание тончайших нюансов, расставленных в нужном порядке.

Строить фильм на сочетании великого и смешного, масскульта и классики - это обязанность современного развлекательного кинематографа, который ставит сегодня своей целью привлечь в залы несколько поколений зрителей. Создатели «Черновика» с этой задачей, на мой взгляд, справляются. Богатый изобразительный ряд фильма и его непростые сюжетные линии построены так, чтобы ассоциации направляли зрителя, а не сбивали его с пути. Скорее всего, авторы придерживаются высокого мнения о своей публике, считая ее способной поймать на лету самую простую шутку и одновременно расшифровать весьма замысловатое послание.

Вот одно из них, спрятанное где-то между профессией и предназначением героя: таинственные кураторы считают его способным открыть замурованный десятилетиями проход в мир под названием Аркан. Точно так же называлась игра, придуманная Кириллом накануне всех этих безумных событий. Считается, что Аркан - это «черновик» всех миров. Изучая Аркан, исправляя его ошибки, мы можем сделать наш мир лучше.

Для выполнения именно этого задания бедного Кирилла сначала выталкивают изо всех знакомых ему дверей, а затем приводят в странную башню - таможню на границе миров - с видом на Кремль. И не с каким-нибудь вообще видом на Кремль, а тем самым классическим, или «трехрублевым» (потому что в советские времена был запечатлен на соответствующей купюре). Этот «трехрублевый» вид будет оттиражирован в каждом из открываемых Кириллом миров на пути к Аркану: в тоталитарной Нирване он будет засеян борщевиком и затянут дымом-туманом, в тропическом Заповеднике - залит солнцем, засажен пальмами и увит лианами, в идеальном Кингиме, не знающем нефти и газа, над снежной Москвой будут парить невероятные летательные аппараты, а между кремлевскими башнями обнаружатся китайские пагоды. В этих мирах Кирилл будет искать и находить свою Аню, пробовать вернуться, побеждать соперника, говорить с ней о главном и снова терять ее.

Открыв по очереди все двери, Кирилл попадет в Аркан, и здесь развернется одна из самых эффектных сцен фильма - битва Кирилла с зубастыми матрешками-истребительницами. Отлично придуманное режиссером и художниками самое русское из всех смертельных оружий: матрешки нападают с воздуха и молотят по убегающему и уплывающему герою из всех стволов под отличную музыку модного композитора Кирилла Рихтера.

Это происходит, потому что, по законам жанра, знание, открывшееся герою, обязано его сокрушить или сделать еще сильнее. Понятно, что авторы фильма вместе с Сергеем Лукьяненко (напомню, довольным полученным результатом) уверенно отправились по второму пути, оставив открытым финал как явный намек на продолжение этой истории, носящей название «Чистовик». 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Летающие матрешки и другие нюансы».

#кино #рецензия #премьера #черновик

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.


Комментарии