Лепестки из фарфора. В Петродворце выставлен каминный экран императрицы

В Большом Петергофском дворце в Танцевальном зале сейчас можно увидеть фарфоровый каминный экран из кабинета императрицы Александры Федоровны, воссозданный реставраторами.

Лепестки из фарфора. В Петродворце выставлен каминный экран императрицы | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

«Я предпочитала хороший летний вечер всем балам в мире, а задушевную беседу осенью, у камелька, - всем зимним нарядам»... Весьма неожиданное признание для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, о которой современники отзывались как о капризной, избалованной женщине, которую интересовали только балы и наряды. А оказывается, она, подобно пушкинской Татьяне, предпочитала блеску света - тихие вечера, проведенные в домашнем кругу с близкими людьми или книгой.

Эта цитата из мемуаров императрицы стала своеобразным эпиграфом к выставке одного экспоната «У камелька императрицы».

Состоящий из фарфоровых лепестков экран, выполненный в стиле «второе рококо», отлично вписался в интерьер Танцевального зала с характерными для барокко золотыми завитками и множеством зеркал.

Он похож на раскрытый веер или распущенный павлиний хвост.

Николай I всей душой любил Петергоф. В 1840-х годах при его личном надзоре архитектор Андрей Штакеншнейдер провел масштабные ремонтно-реставрационные работы в Большом дворце. Именно тогда император заказал для кабинета обожаемой им жены фарфоровый гарнитур, в который входили камин, каминный экран, люстра и зеркало в раме. Все эти предметы были выполнены на Императорском фарфоровом заводе.

Во время Великой Отечественной войны многие экспонаты погибли в пожаре. В том числе сгинул и фарфоровый гарнитур. Работы по восстановлению каминного гарнитура начались только в 2016 году. Работали над ним мастера ООО «Паллада».

- В нашем распоряжении был весьма скудный исторический материал, - рассказала на презентации Нина Вахания, начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф». - Осталось лишь несколько фрагментов, которые были найдены на руинах дворца после войны, а еще одна-единственная черно-белая фотография, запечатлевшая этот шедевр.

Кстати, принт с фотографии тоже демонстрируется на выставке. Стоит посмотреть на это размытое изображение, чтобы оценить труд музейных хранителей и реставраторов, которые смогли все же определить, какие именно цветы составляли «букет императрицы». Всего на экране изображено 38 различных растений, а еще 8 насекомых - несколько бабочек, мушка, пчела. Немного облегчало задачу то обстоятельство, что цветы были изображены с натуры, а значит, это были наши, северные цветы, которые росли и на болотистой почве Петергофа. Тщательно, не торопясь, мастера искали колористическое решение, прорабатывали на кальках и картонах рисунки цветов, консультируясь с хранителями. Реставраторы даже обращались за консультациями к ботаникам и энтомологам, а также изучали схожие произведения декоративно-прикладного искусства середины XIX века, которые хранятся в других музеях мира. Результат превзошел все ожидания: экран «расцвел», как весенний сад. Работа над каминным экраном еще не завершена. Предстоит решить загадку, связанную с характерной для стиля барокко композицией внизу: пара лебедей, запряженных в колесницу в виде морской раковины.

- Должен быть еще возница, управляющий ими, - рассказали реставраторы. - Скорее всего, это бог любви Амур или повелитель морской стихии Посейдон... Пока мы точно не знаем. Именно эта деталь на единственной сохранившейся фотографии сильно затемнена.

Каминный экран воссоздан на деньги меценатов. В планах ГМЗ «Петергоф» - восстановить фарфоровый гарнитур полностью: камин, зеркало в фарфоровой раме, два канделябра. Как говорят музейные хранители, если это удастся сделать, то «фарфоровый кабинет» сможет достойно конкурировать с Янтарной комнатой в Царском Селе. Ведь те, кто видел кабинет императрицы в прежние времена, отмечали, что фарфоровые предметы создавали во всем интерьере ощущение сказочности и волшебства.

Читайте также о том, как после реставрации в Петергофе открылся Манеж Дворцовых конюшен. 

#Петродворец #история #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Лепестки из фарфора».


Комментарии