Главная городская газета

Ленинградская симфония Георгия Верейского

Свежие материалы Культура

Еще раз про нелюбовь

— Когда я выходил к зрителю, то говорил, что эмоциональной задачей фильма было одно: чтобы зритель пришел домой и обнял своих близких. Читать полностью

Услышать сетевую сенсацию

Интернет-феномен Монеточка, долгожданный концерт в петербургском клубе «Сердце» Читать полностью

Останкинская башня в «Круге света»

Главной героиней открывшегося в минувшую субботу VII московского международного фестиваля «Круг света» стала телебашня в Останкине. Читать полностью

Герой театрального эпоса

Театр невозможен без легенд. О любимых артистах принято сплетничать, судачить и рассказывать небылицы. Но, пожалуй, первый театральный художник, о котором вот уже много десятилетий слагают легенды, это Эдуард Кочергин.

Читать полностью

Удача и крепкие нервы

Минувшее лето надолго запомнится молодой солистке Мариинского театра Евгении Муравьевой.

Читать полностью

Взгляд на воду с берега

С 21 по 26 сентября в нашем городе на Васильевском острове проходит урбанистическая выставка-исследование WATERFRONT.

Читать полностью
Реклама
Ленинградская симфония Георгия Верейского |  Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Как мы уже сообщали читателям, нынешняя музейная весна в Петербурге выдалась бурной. Выставки-«блокбастеры», громкие имена художников, очереди жаждущих увидеть их работы...

И все же рискну пригласить вас на выставку «тихую», но достойную внимания. В Михайловском замке Русского музея открылась ретроспектива Георгия Верейского - классика советской графики. Как это ни странно, выставка мастера, большая часть наследия которого хранится в Русском музее, устраивается здесь впервые. Она должна была открыться в прошлом году, когда отмечали 130-летие со дня его рождения, но немного запоздала.

В экспозиции представлено более 150 графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем, снятый в 1959 году.

Георгий Верейский родился на Украине, но он представляет собой тип петербургского интеллигента, даже аристократа - человека блестяще образованного, с безупречными манерами, обладающего чувством собственного достоинства и чести и при этом чрезвычайно скромного. Верейский застал еще времена «Мира искусства», члены которого создали петербургскую школу графики - станковой и книжной, непревзойденную никем и до сих пор подпитывающую художников. Он был учеником Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой (выставка которой прошла в Михайловском замке минувшим летом).

Все они были блестящими графиками. А графика, надо сказать, тот жанр искусства, где шарлатанство невозможно. Она не покорится человеку, не умеющему рисовать и не овладевшему в совершенстве сложными техниками, будь то офорт, ксилография или литография.

Верейский пережил революцию и с 1918 года преподавал, в том числе в художественно-промышленном училище барона Штиглица. В 1918 году он стал работать в Эрмитаже - был хранителем отдела гравюр. И собирал коллекцию графики, которую впоследствии завещал музею.

Графика в советские годы была заповедным островом. Здесь можно было укрыться от пафоса и фальши социалистического реализма, получить возможность идти в искусстве своим путем. На этом островке и укрылся Верейский, сосредоточившись на портретах и пейзажах, предпочитая эпосу - лирику, шуму - тишину. Главная его тема - Ленинград, в котором, как это ни парадоксально, было куда больше от прежнего Петербурга, чем в том городе, в котором мы живем сейчас. На выставке много камерных портретов, сочетающих виртуозно переданное внешнее сходство с тончайшим психологизмом: художник и историк искусства Александр Бенуа, дирижер Евгений Мравинский, директор Эрмитажа Иосиф Орбели, балерина Галина Уланова.

Многочисленные городские пейзажи, собственно, тоже портрет, точный образ Ленинграда - города, которого давно уже нет, но который многие петербуржцы хранят в своей генетической памяти. Художник много лет прожил в доме на проспекте Васильевского острова. Невозможно подсчитать точно, сколько видов из окна квартиры Верейский создал за свою жизнь. «Каждое утро он вставал, смотрел в окно и наблюдал за протекающей там жизнью - обыденной, суетливой, но завораживавшей и восхищавшей его», - говорит Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея.

Художник продолжал работать и в блокаду, понимая, каким важным свидетельством для истории будут его рисунки. Можно сказать, что, подобно Шостаковичу, Георгий Верейский создал свою «Ленинградскую симфонию» (именно так, кстати, называлась его выставка, прошедшая несколько лет назад в Третьяковской галерее).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook