Ленинградская симфония Георгия Верейского

Как мы уже сообщали читателям, нынешняя музейная весна в Петербурге выдалась бурной. Выставки-«блокбастеры», громкие имена художников, очереди жаждущих увидеть их работы...

Ленинградская симфония Георгия Верейского |  Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

И все же рискну пригласить вас на выставку «тихую», но достойную внимания. В Михайловском замке Русского музея открылась ретроспектива Георгия Верейского - классика советской графики. Как это ни странно, выставка мастера, большая часть наследия которого хранится в Русском музее, устраивается здесь впервые. Она должна была открыться в прошлом году, когда отмечали 130-летие со дня его рождения, но немного запоздала.

В экспозиции представлено более 150 графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем, снятый в 1959 году.

Георгий Верейский родился на Украине, но он представляет собой тип петербургского интеллигента, даже аристократа - человека блестяще образованного, с безупречными манерами, обладающего чувством собственного достоинства и чести и при этом чрезвычайно скромного. Верейский застал еще времена «Мира искусства», члены которого создали петербургскую школу графики - станковой и книжной, непревзойденную никем и до сих пор подпитывающую художников. Он был учеником Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой (выставка которой прошла в Михайловском замке минувшим летом).

Все они были блестящими графиками. А графика, надо сказать, тот жанр искусства, где шарлатанство невозможно. Она не покорится человеку, не умеющему рисовать и не овладевшему в совершенстве сложными техниками, будь то офорт, ксилография или литография.

Верейский пережил революцию и с 1918 года преподавал, в том числе в художественно-промышленном училище барона Штиглица. В 1918 году он стал работать в Эрмитаже - был хранителем отдела гравюр. И собирал коллекцию графики, которую впоследствии завещал музею.

Графика в советские годы была заповедным островом. Здесь можно было укрыться от пафоса и фальши социалистического реализма, получить возможность идти в искусстве своим путем. На этом островке и укрылся Верейский, сосредоточившись на портретах и пейзажах, предпочитая эпосу - лирику, шуму - тишину. Главная его тема - Ленинград, в котором, как это ни парадоксально, было куда больше от прежнего Петербурга, чем в том городе, в котором мы живем сейчас. На выставке много камерных портретов, сочетающих виртуозно переданное внешнее сходство с тончайшим психологизмом: художник и историк искусства Александр Бенуа, дирижер Евгений Мравинский, директор Эрмитажа Иосиф Орбели, балерина Галина Уланова.

Многочисленные городские пейзажи, собственно, тоже портрет, точный образ Ленинграда - города, которого давно уже нет, но который многие петербуржцы хранят в своей генетической памяти. Художник много лет прожил в доме на проспекте Васильевского острова. Невозможно подсчитать точно, сколько видов из окна квартиры Верейский создал за свою жизнь. «Каждое утро он вставал, смотрел в окно и наблюдал за протекающей там жизнью - обыденной, суетливой, но завораживавшей и восхищавшей его», - говорит Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея.

Художник продолжал работать и в блокаду, понимая, каким важным свидетельством для истории будут его рисунки. Можно сказать, что, подобно Шостаковичу, Георгий Верейский создал свою «Ленинградскую симфонию» (именно так, кстати, называлась его выставка, прошедшая несколько лет назад в Третьяковской галерее).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.