Ленинградская симфония Георгия Верейского

Как мы уже сообщали читателям, нынешняя музейная весна в Петербурге выдалась бурной. Выставки-«блокбастеры», громкие имена художников, очереди жаждущих увидеть их работы...

Ленинградская симфония Георгия Верейского |  Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

И все же рискну пригласить вас на выставку «тихую», но достойную внимания. В Михайловском замке Русского музея открылась ретроспектива Георгия Верейского - классика советской графики. Как это ни странно, выставка мастера, большая часть наследия которого хранится в Русском музее, устраивается здесь впервые. Она должна была открыться в прошлом году, когда отмечали 130-летие со дня его рождения, но немного запоздала.

В экспозиции представлено более 150 графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем, снятый в 1959 году.

Георгий Верейский родился на Украине, но он представляет собой тип петербургского интеллигента, даже аристократа - человека блестяще образованного, с безупречными манерами, обладающего чувством собственного достоинства и чести и при этом чрезвычайно скромного. Верейский застал еще времена «Мира искусства», члены которого создали петербургскую школу графики - станковой и книжной, непревзойденную никем и до сих пор подпитывающую художников. Он был учеником Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой (выставка которой прошла в Михайловском замке минувшим летом).

Все они были блестящими графиками. А графика, надо сказать, тот жанр искусства, где шарлатанство невозможно. Она не покорится человеку, не умеющему рисовать и не овладевшему в совершенстве сложными техниками, будь то офорт, ксилография или литография.

Верейский пережил революцию и с 1918 года преподавал, в том числе в художественно-промышленном училище барона Штиглица. В 1918 году он стал работать в Эрмитаже - был хранителем отдела гравюр. И собирал коллекцию графики, которую впоследствии завещал музею.

Графика в советские годы была заповедным островом. Здесь можно было укрыться от пафоса и фальши социалистического реализма, получить возможность идти в искусстве своим путем. На этом островке и укрылся Верейский, сосредоточившись на портретах и пейзажах, предпочитая эпосу - лирику, шуму - тишину. Главная его тема - Ленинград, в котором, как это ни парадоксально, было куда больше от прежнего Петербурга, чем в том городе, в котором мы живем сейчас. На выставке много камерных портретов, сочетающих виртуозно переданное внешнее сходство с тончайшим психологизмом: художник и историк искусства Александр Бенуа, дирижер Евгений Мравинский, директор Эрмитажа Иосиф Орбели, балерина Галина Уланова.

Многочисленные городские пейзажи, собственно, тоже портрет, точный образ Ленинграда - города, которого давно уже нет, но который многие петербуржцы хранят в своей генетической памяти. Художник много лет прожил в доме на проспекте Васильевского острова. Невозможно подсчитать точно, сколько видов из окна квартиры Верейский создал за свою жизнь. «Каждое утро он вставал, смотрел в окно и наблюдал за протекающей там жизнью - обыденной, суетливой, но завораживавшей и восхищавшей его», - говорит Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея.

Художник продолжал работать и в блокаду, понимая, каким важным свидетельством для истории будут его рисунки. Можно сказать, что, подобно Шостаковичу, Георгий Верейский создал свою «Ленинградскую симфонию» (именно так, кстати, называлась его выставка, прошедшая несколько лет назад в Третьяковской галерее).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?