Главная городская газета

Ленинградская симфония Георгия Верейского

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью
Ленинградская симфония Георгия Верейского |  Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Г. Верейский. Портрет Е. А. Мравинского. 1947 г. ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея

Как мы уже сообщали читателям, нынешняя музейная весна в Петербурге выдалась бурной. Выставки-«блокбастеры», громкие имена художников, очереди жаждущих увидеть их работы...

И все же рискну пригласить вас на выставку «тихую», но достойную внимания. В Михайловском замке Русского музея открылась ретроспектива Георгия Верейского - классика советской графики. Как это ни странно, выставка мастера, большая часть наследия которого хранится в Русском музее, устраивается здесь впервые. Она должна была открыться в прошлом году, когда отмечали 130-летие со дня его рождения, но немного запоздала.

В экспозиции представлено более 150 графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем, снятый в 1959 году.

Георгий Верейский родился на Украине, но он представляет собой тип петербургского интеллигента, даже аристократа - человека блестяще образованного, с безупречными манерами, обладающего чувством собственного достоинства и чести и при этом чрезвычайно скромного. Верейский застал еще времена «Мира искусства», члены которого создали петербургскую школу графики - станковой и книжной, непревзойденную никем и до сих пор подпитывающую художников. Он был учеником Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой (выставка которой прошла в Михайловском замке минувшим летом).

Все они были блестящими графиками. А графика, надо сказать, тот жанр искусства, где шарлатанство невозможно. Она не покорится человеку, не умеющему рисовать и не овладевшему в совершенстве сложными техниками, будь то офорт, ксилография или литография.

Верейский пережил революцию и с 1918 года преподавал, в том числе в художественно-промышленном училище барона Штиглица. В 1918 году он стал работать в Эрмитаже - был хранителем отдела гравюр. И собирал коллекцию графики, которую впоследствии завещал музею.

Графика в советские годы была заповедным островом. Здесь можно было укрыться от пафоса и фальши социалистического реализма, получить возможность идти в искусстве своим путем. На этом островке и укрылся Верейский, сосредоточившись на портретах и пейзажах, предпочитая эпосу - лирику, шуму - тишину. Главная его тема - Ленинград, в котором, как это ни парадоксально, было куда больше от прежнего Петербурга, чем в том городе, в котором мы живем сейчас. На выставке много камерных портретов, сочетающих виртуозно переданное внешнее сходство с тончайшим психологизмом: художник и историк искусства Александр Бенуа, дирижер Евгений Мравинский, директор Эрмитажа Иосиф Орбели, балерина Галина Уланова.

Многочисленные городские пейзажи, собственно, тоже портрет, точный образ Ленинграда - города, которого давно уже нет, но который многие петербуржцы хранят в своей генетической памяти. Художник много лет прожил в доме на проспекте Васильевского острова. Невозможно подсчитать точно, сколько видов из окна квартиры Верейский создал за свою жизнь. «Каждое утро он вставал, смотрел в окно и наблюдал за протекающей там жизнью - обыденной, суетливой, но завораживавшей и восхищавшей его», - говорит Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея.

Художник продолжал работать и в блокаду, понимая, каким важным свидетельством для истории будут его рисунки. Можно сказать, что, подобно Шостаковичу, Георгий Верейский создал свою «Ленинградскую симфонию» (именно так, кстати, называлась его выставка, прошедшая несколько лет назад в Третьяковской галерее).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook