
«Ленинградка», которую ждали
В агентстве ТАСС показали четвертую часть снятой на киностудии «Леннаучфильм» документальной тетралогии «Ленинградка», посвященной Ольге Берггольц. Петербургские журналисты первыми увидели фильм «Узел», повествующий о последних годах жизни поэтессы. 27 января нынешнего года в киноцентре «Родина» с огромным успехом были показаны три первых фильма тетралогии. Теперь документальный цикл о жизни и творчестве Ольги Берггольц завершен.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Режиссер Людмила Шахт работала над этими фильмами в течение пяти лет. Первая часть рассказывает о довоенных детстве и юности, вторая – о войне и блокаде, третья охватывает период ее жизни с 1945-го по 1960 год, четвертая завершается 1975-м.
В пресс-центре присутствовали: режиссер Людмила Шахт, директор картины Константин Козлов, биограф Ольги Берггольц и ее подруга Ольга Оконевская, литературный редактор Эльмира Кузнецова и консультант тетралогии Наталия Прозорова. Говорили о том, что все архивные записи и кадры, вошедшие в фильм, обнаружились каким-то чудом, все уникальные документы тоже попадали в нужное время в нужные руки чудесным образом. Как будто кто-то всесильный постоянно помогал авторам фильма.
В фильме показана пожилая женщина, красивая, стройная, с гордым взглядом. Дважды звучали ее последние стихи «Бабье лето». Второй раз их произнесла сквозь слезы врач Людмила Варламова: «...Вот видишь – проходит пора звездопада, и кажется, время навек разлучаться... А я лишь теперь понимаю, как надо любить и жалеть, и прощать, и прощаться». Воспоминаний в картине много. Но по большей части картина состоит из архивных кадров советского времени, из фрагментов кинофильмов и телевизионных съемок. Фильм смонтирован как монолог Ольги Берггольц, как своего рода завещание. Все в нем сплелось в узел: воспоминания о детстве, вечная боль о войне и мире, жизнь после всего пережитого – насколько хватило сил.
Завершающая часть тетралогии получила название «Узел» – как книга Ольги Берггольц, в которой были впервые опубликованы тюремные стихотворения. А из фильма «Дневные звезды» Игоря Таланкина вырезали сцену в тюремной больнице, которую героиня без предварительных записей надиктовала пришедшему к ней режиссеру. Кадры из этого и других посвященных ей фильмов тоже сплелись в «Узел». Вот камера показывает комнатку – портрет Анны Ахматовой, много книг, столик с проигрывателем, где установлена пластинка с записью голоса Твардовского. Людмила Шахт обратила внимание на кадры похорон Анны Ахматовой, где присутствует Ольга Берггольц, эти кадры пока никто не видел.
На протяжении всего экранного времени звучали важные строки: «Жизнь невозможно изучить. Надо просто жить – не боясь себя, окружающих и событий, какими бы грозными они ни были... Я говорила вслух о самом страшном, о чем и шепотом не говорят... Как быстро кончается жизнь! Я так постарела, что ты не узнаешь... А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет!..»
Людмила Шахт сказала, что фильм ждали. Телеканал «Россия – Культура» собирается демонстрировать тетралогию; много просьб о показах поступает от библиотек, музеев, общественных фондов – режиссер никому не отказывает. Зимой 2014 года состоялась премьера предыдущих серий в Харькове – с большим трудом удалось туда доставить диски, поезда из Петербурга в этот город практически не ходили. Украинцы аплодировали стоя. В Харькове живет и работает Ольга Оконевская, принявшая деятельное участие в съемках. Сейчас она учительница, а также автор книги воспоминаний о той, подле которой провела двенадцать лет. Ее биографическая книга долго ждала своего издателя, наконец грант на публикацию получило издательство «Логос».
Ольга Оконевская приехала в Петербург еще и для того, чтобы передать в Пушкинский Дом рукопись Николая Молчанова о Маяковском (ей она досталась тоже как будто по счастливой случайности). На оборотной стороне некоторых страниц – заметки Ольги Берггольц, которые теперь пополнят архив Института русской литературы РАН. Николай Молчанов – «всегдашняя любовь Берггольц». Этой теме была посвящена последняя публикация в сборнике, подготовленном Пушкинским Домом к 70-летию Великой Победы.
Также была подготовлена публикация писем Ольги Федоровны к семье Молчановых – Пушкинский Дом каждый год публикует новые материалы из архива Берггольц. «Будем работать над этим неожиданным подарком», – прокомментировала старший научный сотрудник Пушкинского Дома Наталия Прозорова. Перед тем как разойтись, Людмилу Шахт буквально завалили цветами благодарные зрители.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии