Главная городская газета

«Ленинградка», которую ждали

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью

«Кинотавр» на петербургской волне

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр». Смотр стартовал и завершился на «петербургских» нотах. Читать полностью

«Многогранный Петербург» заговорил на разных языках

Голоса были юны, сильны и свежи, а эмоциональность и проникновенность, с которой иностранные студенты петербургских вузов пели и декламировали стихи на русском языке, по-настоящему трогали и изумляли публику. Читать полностью
«Ленинградка», которую ждали | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В агентстве ТАСС показали четвертую часть снятой на киностудии «Леннаучфильм» документальной тетралогии «Ленинградка», посвященной Ольге Берггольц. Петербургские журналисты первыми увидели фильм «Узел», повествующий о последних годах жизни поэтессы. 27 января нынешнего года в киноцентре «Родина» с огромным успехом были показаны три первых фильма тетралогии. Теперь документальный цикл о жизни и творчестве Ольги Берггольц завершен.

Режиссер Людмила Шахт работала над этими фильмами в течение пяти лет. Первая часть рассказывает о довоенных детстве и юности, вторая – о войне и блокаде, третья охватывает период ее жизни с 1945-го по 1960 год, четвертая завершается 1975-м.

В пресс-центре присутствовали: режиссер Людмила Шахт, директор картины Константин Козлов, биограф Ольги Берггольц и ее подруга Ольга Оконевская, литературный редактор Эльмира Кузнецова и консультант тетралогии Наталия Прозорова. Говорили о том, что все архивные записи и кадры, вошедшие в фильм, обнаружились каким-то чудом, все уникальные документы тоже попадали в нужное время в нужные руки чудесным образом. Как будто кто-то всесильный постоянно помогал авторам фильма.

В фильме показана пожилая женщина, красивая, стройная, с гордым взглядом. Дважды звучали ее последние стихи «Бабье лето». Второй раз их произнесла сквозь слезы врач Людмила Варламова: «...Вот видишь – проходит пора звездопада, и кажется, время навек разлучаться... А я лишь теперь понимаю, как надо любить и жалеть, и прощать, и прощаться». Воспоминаний в картине много. Но по большей части картина состоит из архивных кадров советского времени, из фрагментов кинофильмов и телевизионных съемок. Фильм смонтирован как монолог Ольги Берггольц, как своего рода завещание. Все в нем сплелось в узел: воспоминания о детстве, вечная боль о войне и мире, жизнь после всего пережитого – насколько хватило сил.

Завершающая часть тетралогии получила название «Узел» – как книга Ольги Берггольц, в которой были впервые опубликованы тюремные стихотворения. А из фильма «Дневные звезды» Игоря Таланкина вырезали сцену в тюремной больнице, которую героиня без предварительных записей надиктовала пришедшему к ней режиссеру. Кадры из этого и других посвященных ей фильмов тоже сплелись в «Узел». Вот камера показывает комнатку – портрет Анны Ахматовой, много книг, столик с проигрывателем, где установлена пластинка с записью голоса Твардовского. Людмила Шахт обратила внимание на кадры похорон Анны Ахматовой, где присутствует Ольга Берггольц, эти кадры пока никто не видел.

На протяжении всего экранного времени звучали важные строки: «Жизнь невозможно изучить. Надо просто жить – не боясь себя, окружающих и событий, какими бы грозными они ни были... Я говорила вслух о самом страшном, о чем и шепотом не говорят... Как быстро кончается жизнь! Я так постарела, что ты не узнаешь... А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет!..»

Людмила Шахт сказала, что фильм ждали. Телеканал «Россия – Культура» собирается демонстрировать тетралогию; много просьб о показах поступает от библиотек, музеев, общественных фондов – режиссер никому не отказывает. Зимой 2014 года состоялась премьера предыдущих серий в Харькове – с большим трудом удалось туда доставить диски, поезда из Петербурга в этот город практически не ходили. Украинцы аплодировали стоя. В Харькове живет и работает Ольга Оконевская, принявшая деятельное участие в съемках. Сейчас она учительница, а также автор книги воспоминаний о той, подле которой провела двенадцать лет. Ее биографическая книга долго ждала своего издателя, наконец грант на публикацию получило издательство «Логос».

Ольга Оконевская приехала в Петербург еще и для того, чтобы передать в Пушкинский Дом рукопись Николая Молчанова о Маяковском (ей она досталась тоже как будто по счастливой случайности). На оборотной стороне некоторых страниц – заметки Ольги Берггольц, которые теперь пополнят архив Института русской литературы РАН. Николай Молчанов – «всегдашняя любовь Берггольц». Этой теме была посвящена последняя публикация в сборнике, подготовленном Пушкинским Домом к 70-летию Великой Победы.

Также была подготовлена публикация писем Ольги Федоровны к семье Молчановых – Пушкинский Дом каждый год публикует новые материалы из архива Берггольц. «Будем работать над этим неожиданным подарком», – прокомментировала старший научный сотрудник Пушкинского Дома Наталия Прозорова. Перед тем как разойтись, Людмилу Шахт буквально завалили цветами благодарные зрители.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook