Ленинград глазами непродающегося

Большой выставкой живописи и графики Александра Арефьева - 300 произведений из двадцати частных собраний - KGallery завершает замечательную серию из пяти персоналий художников, входивших в Орден непродающихся живописцев (ОНЖ), главных фигур ленинградского неофициального искусства первых послевоенных десятилетий.

Ленинград глазами непродающегося | «Хулиган и баба» (1955). Собрание Риммы Логиновой. ФОТО предоставлено KGallery

«Хулиган и баба» (1955). Собрание Риммы Логиновой. ФОТО предоставлено KGallery

За два года были показаны другие «орденоносцы» - Валентин Громов, Рихард Васми, Шломо Шварц, Владимир Шагин. Логика серии требовала именно такой последовательности. Начать с Громова, единственного ныне здравствующего представителя ОНЖ, дать возможность не только увидеть его картины, но и услышать голос свидетеля давних событий: как подростки, пережившие войну, встретились в средней специальной школе при Академии художеств, были изгнаны оттуда за «формализм», рисовали для себя, стали звездами «газаневской культуры» в середине 1970-х...

Для финала приберегли Арефьева - лидера группы, часто называемой еще «арефьевским кругом». Чтобы озадачить публику драмой художника, прожившего 46 лет, из которых самыми яркими оказались всего несколько, между 1949 и 1955 годами.

Как сказал на открытии выставки коллекционер Игорь Прудников, никто так мощно и точно не показал Ленинград того времени, как это сделал Арефьев в картинах, рисунках тушью, монохромных акварелях.

Ни одного открыточного вида, никаких красот. Главные герои Арефьева - городские окраины с брандмауэрами и заводскими трубами, прохожие в одинаковых пальто, темные дворы, хулиганы, пристающие к беззащитным женщинам, пустынные ночные улицы.

Художника сравнивают с европейскими экспрессионистами, и он выдерживает это сопоставление. А если титул «русский Дега» или «русский Ренуар», присвоенный Арефьеву после первого показа знаменитой «Банной серии» 1949 - 1950 годов через полвека после ее создания, выглядит преувеличением, то во всяком случае корректным. Сочетание уверенных линий и чувственности в изображении женских моделей заставляет простить подглядывание с крыш соседних домов через запотевшие окна советского банного сервиса.

Дальше началось то, что вежливые искусствоведы называют «склонность к медицинским препаратам, расширяющим сознание». Арефьев получает три года за подделку медицинского рецепта. После возвращения из лагеря много рисует на античные сюжеты, пробует работать в духе Павла Филонова, но эти опыты, за редкими исключениями, оказываются неудачными. Не случайно на выставке совсем немного позднего Арефьева. Выделим две картины. «В трамвае» - портрет позеленевшей от тоски собаки, едущей в общественном транспорте среди ног и чемоданов. В «Суздале для туристов» художник изображает храмы с помощью кусочков белого поролона. Для праздного туриста не важно, подлинник перед ним или грубая подделка.

В 1977 году, возможно, пытаясь преодолеть затянувшийся творческий кризис, а может быть, на волне отъездов многих неофициальных художников Арефьев эмигрирует. Через несколько месяцев он умер в Париже.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?