Ленинград глазами непродающегося

Большой выставкой живописи и графики Александра Арефьева - 300 произведений из двадцати частных собраний - KGallery завершает замечательную серию из пяти персоналий художников, входивших в Орден непродающихся живописцев (ОНЖ), главных фигур ленинградского неофициального искусства первых послевоенных десятилетий.

Ленинград глазами непродающегося | «Хулиган и баба» (1955). Собрание Риммы Логиновой. ФОТО предоставлено KGallery

«Хулиган и баба» (1955). Собрание Риммы Логиновой. ФОТО предоставлено KGallery

За два года были показаны другие «орденоносцы» - Валентин Громов, Рихард Васми, Шломо Шварц, Владимир Шагин. Логика серии требовала именно такой последовательности. Начать с Громова, единственного ныне здравствующего представителя ОНЖ, дать возможность не только увидеть его картины, но и услышать голос свидетеля давних событий: как подростки, пережившие войну, встретились в средней специальной школе при Академии художеств, были изгнаны оттуда за «формализм», рисовали для себя, стали звездами «газаневской культуры» в середине 1970-х...

Для финала приберегли Арефьева - лидера группы, часто называемой еще «арефьевским кругом». Чтобы озадачить публику драмой художника, прожившего 46 лет, из которых самыми яркими оказались всего несколько, между 1949 и 1955 годами.

Как сказал на открытии выставки коллекционер Игорь Прудников, никто так мощно и точно не показал Ленинград того времени, как это сделал Арефьев в картинах, рисунках тушью, монохромных акварелях.

Ни одного открыточного вида, никаких красот. Главные герои Арефьева - городские окраины с брандмауэрами и заводскими трубами, прохожие в одинаковых пальто, темные дворы, хулиганы, пристающие к беззащитным женщинам, пустынные ночные улицы.

Художника сравнивают с европейскими экспрессионистами, и он выдерживает это сопоставление. А если титул «русский Дега» или «русский Ренуар», присвоенный Арефьеву после первого показа знаменитой «Банной серии» 1949 - 1950 годов через полвека после ее создания, выглядит преувеличением, то во всяком случае корректным. Сочетание уверенных линий и чувственности в изображении женских моделей заставляет простить подглядывание с крыш соседних домов через запотевшие окна советского банного сервиса.

Дальше началось то, что вежливые искусствоведы называют «склонность к медицинским препаратам, расширяющим сознание». Арефьев получает три года за подделку медицинского рецепта. После возвращения из лагеря много рисует на античные сюжеты, пробует работать в духе Павла Филонова, но эти опыты, за редкими исключениями, оказываются неудачными. Не случайно на выставке совсем немного позднего Арефьева. Выделим две картины. «В трамвае» - портрет позеленевшей от тоски собаки, едущей в общественном транспорте среди ног и чемоданов. В «Суздале для туристов» художник изображает храмы с помощью кусочков белого поролона. Для праздного туриста не важно, подлинник перед ним или грубая подделка.

В 1977 году, возможно, пытаясь преодолеть затянувшийся творческий кризис, а может быть, на волне отъездов многих неофициальных художников Арефьев эмигрирует. Через несколько месяцев он умер в Париже.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.