«Ленфильм» представила документальное кино Ильи Желтякова и Анастасии Полухиной «Последний теплоход»
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Фильм (12+) длится один час сорок минут, но его неторопливый, тягучий ритм так завораживает, что сложно понять, много это или мало. Тот, кому удается замедлиться и синхронизироваться с пульсом повествования, словно бы выпадает из привычного времени, теряет счет мгновениям. Как и герои этой саги о путешествии вдоль берегов и по маленьким населенным пунктам Кольского полуострова.
Северная природа здесь предстает во всей своей суровости и красоте. Особенно хороши кадры, снятые сверху — воздушные, светлые, бескрайние. Иногда кажется, что на экране демонстрируется фото, а не киноизображение.
В другие моменты используется эффект «дрожащей камеры», усиливающий ощущение подлинности, документальности. Обветренные лица людей, неяркие, темноватые краски интерьеров, неожиданный луч солнца, заглянувшего в окно…
Часто фоном для разговоров становится шум моря, и порой он заглушает голоса. Зритель не просто осознает, он чувствует, ощущает, что море здесь — тоже собеседник, одна из основ жизни. К слову, на фестивале «Докер» «Последний теплоход» получил не только главный приз, но и награду за лучший звук.
Связывает отдельные эпизоды сюжетная линия Романа Уздова, известного также как Рома Фантомас. Вполне реальный молодой человек, питерский рэпер, родившийся в Мурманске, ищет дом своих предков. Когда‑то бабушка рассказывала ему о родовом гнезде где‑то на побережье, показывала старые фотографии. Теперь по этим фотографиям он пытается отыскать точное место.
Вторым главным героем становится двухпалубный теплоход, на котором Роман совершает путешествие. Это судно, названное именем народной артистки СССР Клавдии Николаевны Еланской, — действительно последний транспорт, позволяющий жителям северных сел и закрытого города Островной (Гремиха) поддерживать связь с большой землей. Есть еще воздушное сообщение, но оно гораздо больше зависит от капризов природы, да и груза вертолет может перевезти намного меньше. Так что, если «Клавдию Еланскую» разберут, то и населенные пункты, куда она заходит, скорее всего, придется упразднить, расселить. В их числе уже упомянутая Гремиха, село Сосновка (исконное место жительства кольских лопарей-оленеводов) и село Чаваньга (одно из последних, в которых сохранился промысел семги).
В ходе поисков Роман, а вместе с ним и зрители знакомятся с местными жителями и их судьбами. Узнают о том, что все больше людей покидают Гремиху: «Здесь плохой Интернет и почти ничего нет». И о том, что на метеостанции на острове Сосновец «остались два человека, две собаки и кот». Мы видим заброшенные дома, сельские и городские, обломки какого‑то судна на берегу, руины старых построек. И в то же время — удивительные, нездешние виды побережья, неба и моря. Наблюдаем, как в Чаваньге общим застольем отмечают День рыбака, как подростки из Гремихи признаются в любви своему городу. Слышим, что «Сосновка начала оживать в последние годы».
И нет у этого фильма однозначной морали. Да, это напоминание об умирающих поселениях, пустеющем севере и теплоходе, которому уже почти полвека, но который так необходим людям. И одновременно — о том, что жизнь удивительно многообразна, и есть в ее течении тихая мудрость. О людях, живущих на побережье и не унывающих, продолжающих трудиться и радоваться.
Читайте также:
В Петербурге завершились съёмки исторического фильма «Павел. Первый и последний»
В Петербурге снимают сказочную кинокартину «Ворожея»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7742) от 05.09.2024 под заголовком «Кто любит север».
Комментарии