Лекарство от русофобии

Прошел очередной Международный консультативный совет Эрмитажа. Он был создан в 1990-е годы по инициативе ЮНЕСКО, чтобы обобщить мировой опыт и научить Эрмитаж жить в глобальном мире. Опыт мы усвоили, а совет стал органом ЮНЕСКО, где на примере Эрмитажа обсуждаются проблемы, важные для музеев мира. Консультативный совет - символ открытости, которую на протяжении последних лет исповедует Эрмитаж. Открытость эта иногда агрессивна.

Лекарство от русофобии  |

Напомню, в 1990-е годы, когда, как оказалось, нашу великую страну не слишком уважают, культурные организации нашли способ восстановить и утвердить свою репутацию в мире. У российских музеев в то время репутация была не ахти какая. Их называли замшелыми, пыльными, разворованными, непосещаемыми... Причем утверждали это прежде всего наши политики и журналисты.

Тогда мы и заняли не оборонительную, а наступательную позицию. Эрмитаж делал много выставок, решая, где взять деньги, а где заявить о себе, создавал свои центры, строил инновационное в музейной сфере открытое фондохранилище. Речь не только об Эрмитаже. Российские музеи сумели пережить все подъемы и спуски непростого во всех отношениях времени. Не только пережили, но и стали успешными. Не стоит забывать: большая ревизионная проверка показала: музейный фонд в отличие от многого другого в России сохранен. Использовать опыт нужно и сейчас.

На консультационном совете обсуждались критерии оценки эффективности музеев. Вспомнили, что в последние три года в разных опросах Эрмитаж признавался лучшим музеем Европы и лучшим музеем России. Самым романтическим местом его назвали из-за фильма «Война и мир», который здесь снимался. Особенным местом он стал из-за эрмитажных кошек, и, наконец, он признан одним из тридцати мест, которые нужно обязательно увидеть прежде, чем умереть.

Все это результат того, что мы, не стесняясь, активно показываем себя миру. Сейчас, когда мир заражен русофобией, это особенно важно. Русофобия возникла не сегодня, она была всегда, сначала проявлялась в снисходительном отношении, а когда оказалось, что Россия страна не слабая, переросла в серьезное противостояние.

Есть разные способы излечения от болезней. Один из них - карантин. Закрылся и ждешь: поправишься или умрешь. Другой способ - активное лечение. Мы блестяще проявили активность в истории с Олимпийскими играми. Были предприняты громадные усилия, чтобы наши спортсмены поехали на Олимпиаду. Очевидно, был сильный соблазн изоляции: если мы кому-то не нравимся — и не надо, переживем. Не поддались. В результате наши спортсмены замечательно себя проявили. Оказалось, у нас лучшие фехтовальщики, гандболистки...

Активная деятельность помогает использовать самые сложные ситуации для собственного развития. Я имею в виду не импортозамещение, а, наоборот, усиление экспорта и наведение мостов.

Сейчас особенно важна выставочная деятельность музеев. Она проходит в непростых условиях, мы научились с ними бороться. Существуют юридические способы защиты выставок, разработанные в значительной мере с участием России, совершенствуются системы гарантий. К примеру, в конгрессе США готовится специальный законопроект для того, чтобы возобновить прерванную выставочную деятельность между музеями наших стран.

В октябре в Париже откроется большая выставка памяти Сергея Щукина из российских музеев. Париж - город, из которого Щукин увез много замечательных произведений искусства. Он делал это благодаря умению угадывать, что будет ценным в будущем, и умению правильно тратить деньги. Щукин - образец русского бизнесмена, который мы хотим показать Парижу. Результат деятельности Щукина - коллекции, которые остались в России. На них воспитаны поколения художников, в том числе и авангардисты.

В связи с этой выставкой мы получили гарантии защиты от любых судебных исков и решений. Есть документы, которые подписала семья потомков Щукина.

В Париже сейчас много разговоров о коллекции послевоенного русского искусства, которую Фонд Потанина подарил Центру Помпиду. Надо понимать, что русского искусства в крупнейших музеях мира почти нет. За рубежом знают только икону и авангард, все остальное хранится в России. Здесь отечественное искусство ценят, любят, на выставках показывают. Мир так устроен: можно считать себя великим, но если тебя не знают и не видят, это никто не признает. На мой взгляд, из авангардистов самый великий художник - Филонов. Все говорят о Малевиче и Кандинском. Филонова не знают, картин он не продавал, по завещанию они попали в Русский музей.

Подарок Центру Помпиду - гарантия того, что наше искусство войдет в историю искусства мирового. По условиям дарения, коллекция попадет в постоянную экспозицию. Для нее более почетное место, чем Центр Помпиду, трудно найти. Акция важна и для художников. У них купили работы для французского музея, их цена вырастет. Повышается капитализация русского искусства. Акт дарения - благотворительность и правильный деловой ход.

К слову, только что мы обсуждали с представителями одной восточной страны аналогичный шаг - дарение Эрмитажу коллекции искусства этой страны.

Музейная активность притягательна. Только что мы открыли выставку картины Вермеера «Географ» из Франкфурта-на-Майне. Из Орсэ нам привезли «Олимпию» Мане... Кроме того что это великие шедевры, такие выставки - высочайший уровень доверия. Показатель доверия людей, которым нравится красивая и сильная Россия. Они могут по-разному относиться к политической ситуации, но им нравится Россия, которую представляет русская культура.

Есть еще одна важная вещь, о которой мы говорили на консультативном совете, - открытость музеев миру и собственной стране. Надо ли различать условия создания центров Эрмитажа в России и за ее пределами? Мы стараемся не делать различий, будь то Лондон или Казань, везде предъявляем высокие требования. Часто нам возражают, говорят: своим нужны поблажки, требования к ним могут быть проще. Дискуссии идут потому, что мы готовимся открыть несколько центров в России. Вдруг оказывается, что у принимающей стороны нет денег на перевозку экспонатов, страховку... Предлагают обойтись меньшими суммами. У такого подхода известен результат: мы привезем что-то проще, это проще воспримут, уважение будет падать. Я убежден: для наших спутников в России и за рубежом должен быть один критерий.

Напомню, в 1990-е годы по России выставки не ездили, это было опасно. Мораторий был снят, но, чтобы получить выставку из Эрмитажа, требовалось создать условия такие же, как в Лондоне, - противопожарная безопасность, страховка, реклама, внимание первых лиц... Таким образом, мы заставили отреставрировать много российских музеев. Важно, чтобы присутствие центров Эрмитажа не осложняло им жизнь, не уменьшало финансирование.

В открытости всегда есть повод для уязвимости. У Евразийского таможенного союза возникли претензии к Эрмитажу из-за особой цены на билеты для граждан России и Белоруссии. По закону о предоставлении услуг Евразийского таможенного союза, исключений быть не должно. Рикошетом звучит слово «услуги». Новый министр образования сказала: прекратите говорить об образовании как об услуге. Нельзя это слово использовать и применительно к культуре и музеям.

Союз музеев на днях собрался в Тамбове и дал свою оценку популистским требованиям. Оценка простая. Льготы, которые предоставляют музеи, за небольшим исключением, при желании можно считать дискриминацией. Мы бесплатно пускаем детей - дискриминация взрослых, не платят пенсионеры - дискриминация молодых, студенты - дискриминация тех, кто не учится. Так что не нужно бросаться этим словом.

Можно пойти дальше. Применительно к музейным выставкам оценить эффективность использования государственного имущества. Выставка - культурное мероприятие, но у нее есть экономические и политические аспекты. Сегодня все зависит от цены на нефть, экономика на этом строится. Музеи используют государственное имущество - коллекции. Эффективность выставок, с нашей точки зрения, нельзя привязать к стоимости нефти. Они - сильнодействующее средство от многих болезней, в том числе и от русофобии.

Я не раз говорил: мы живем в культуре недоверия. Пора создавать культуру доверия. Надо верить хорошему отношению к России большей части людей и показывать, какая она замечательная.

В Вашингтоне в Национальной галерее демонстрировали фильм Сокурова «Русский ковчег». В зале собрались художники, музейщики и русские, которые всю жизнь работали против России - в госдепе, в разведке. Они знают нашу страну и были в восторге от фильма, в котором увидели Россию, из которой уехали их предки. Культура снимает русофобию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (5782) от 07.09.2016.


Комментарии