Лекарство для Беслана

Совершенно как бы невпопад (потому что не «к дате», не к очередной годовщине бесланских событий) один петербургский композитор сотворил «лекарство», которое, по его мнению, «психологически будет очень небесполезно» в Беслане. Лекарство от боли — для тех, кто остался в живых, но не раз уже думал: лучше бы тогда умереть вместе со своими близкими.

Лекарство для Беслана |

Композитор Абрам Юсфин, отме­тивший свое 80-летие, — из тех, для кого сообщение о трагедии тут же провоцирует вопрос: чем помочь?

— Вот я, петербургский компо­зитор, чем могу помочь этим лю­дям, которые живут далеко и с ко­торыми я даже не знаком? Я не могу экономически облегчить им жизнь. Остается одно — то, чем я занимаюсь: музыка.

Юсфин не только композитор, он музыкальный этнограф: объ­ездил весь Союз, собирал, так сказать, образцы народного му­зыкального творчества, причем не только с музыковедческим, но и с этаким медицинским подхо­дом. Благо сам вырос в семье нейрохирурга и больше полувека назад отец-врач и сын-музыкант экспериментировали: для родст­венников, мучительно ожидав­ших в коридорах клиники исхода операций, включали избранные произведения — тихо, фоном. «Утешение» Листа, «Размышле­ние» Чайковского, 40-ю симфо­нию Моцарта... И нервозность ожидания гасилась.

Так что у Юсфина многолетний опыт изучения воздействия музы­ки на организм человека — к сло­ву, не так давно вышла книга Аб­рама Григорьевича «Стимуляция интеллекта и памяти средствами музыки».

— У музыки множество воз­можностей — развлекательная (она сейчас в большей мере ис­пользуется), приобщения к вере (в храмах), возможность оздоров­ления физического и психическо­го (используется в музыкотерапии)... Но есть еще одно свойст­во — утешение, — говорит Юс­фин. — Музыка не может отме­нить случившегося, но она при­звана смягчить остроту боли. Не случайно в культуре всех народов довольно много траурной музы­ки, которая призвана вовсе не усиливать тоску. В свое время я спрашивал в деревнях у женщин, которые голосили по покойнику: «Зачем вы себе еще больше ду­шу надрываете?». Они мне: «Ты ничего не понимаешь! Нам легче становится». Так было принято и в России, и на Северном Кавка­зе, и на Дальнем Востоке. У не­которых азиатских народов есть песни, которые человек, умирая, поет сам себе — считается, что это помогает уйти с миром.

После бесланских событий Юс­фин решил: надо попробовать на­писать «музыку утешения». Не траурную — а именно в утеше­ние. И вот сколько времени на это потребовалось.

Дело в том, что Абрам Григо­рьевич писал музыку не как ком­позитор. Тут без пояснений про­сто не обойтись: у Юсфина — удивительное свойство, синесте­зия. Определение синестезии нудноватое: «возникновение не­скольких ощущений при раздра­жении одного органа чувств вследствие иррадиации возбуж­дения с нервных структур одной сенсорной системы на другую: цветной слух, цветное зрение, цветное обоняние». Например, у синестетика Юсфина любой уви­денный предмет рождает в уме сочетание звуков. И наоборот: звук моментально вызывает ка­кой-нибудь цветовой образ.

Одни исследователи припоми­нают, что Скрябин и Кандинский были синестетами; другие ут­верждают, что никакой синесте­зии нет, есть просто буйное во­ображение. Самого Юсфина, еще маленького, ошарашило от­крытие: оказывается, это только он слышит солнце; остальные лю­ди только видят его. Порой синес­тезия осложняла жизнь: где-то взвизгнут тормоза — и перед гла­зами маячат резкие разноцвет­ные росчерки.

Родители даже водили сына к самому Александру Романовичу Лурии, великому психологу; но тот успокоил: «Ничего страшного. Или музыкантом будет, или ху­дожником». Как художник Юсфин (по его собственному определе­нию) «бездарен как стенка», зато музыка стала профессией и жиз­нью. Удовольствием и предме­том изучения. Если хотите, «иг­рой в бисер».

Например. Эксплуатируя свои странные способности, Абрам Григорьевич упражняется: пре­вращает написанные слова (то есть набор графических элемен­тов — букв) в небольшие музы­кальные произведения. Что уди­вительно: музыка, в начале кото­рой было слово, по настроению полностью соответствует поня­тию, которое обозначает это «об­работанное» слово. Скажем, му­зыка на слово «покой» и вызыва­ет успокоение, а музыка на сло­во «энергия» ни в коей мере не за­унывна. Хотя по сути это лишь сумма «звучащих» букв. Хотите — верьте; хотите — считайте это опять же фантазией.

Чтобы сочинить музыку утеше­ния, Юсфин, можно сказать, ша­манил (в переносном смысле, но вообще-то Абрам Григорьевич, путешествуя по стране, и с шама­нами общался). Предстояло най­ти фразу, которая, став музыкой, «подействовала бы утешающе». Пробовал переводить на музыку фразы «Матерям Беслана», «Уте­шение матерям Беслана»... — все не то, «не получалось такой, что ли, энергии защиты». И вдруг но­чью проснулся и почувствовал: фраза нашлась. «Защита мате­рей Беслана». Матерей, потому что, говорит, острее материнской боли ничего быть не может.

Когда спрашиваешь, чем отли­чается произведение, создан­ное таким заковыристым спосо­бом, от музыки, сочиненной, из­вините, нормальным образом, Юсфин живо отвечает: «Замеча­тельный вопрос! Я не могу на не­го ответить. Если чисто техни­чески — то как композитор я, со­чиняя, даю себе полную свобо­ду; а «переводя» слова на ноты, ограничиваю себя рамками. Та­кая музыка не продукт моего во­ображения, это отражение ком­бинации букв».

...Произведение длится чуть больше пяти минут. Написано для флейты, кларнета, валторны и струнного квинтета. Практически нет кавказских мотивов: «Потому что чувства — всеобщи, не наци­ональны». Юсфин говорит: это сочинение ни в коем случае не­льзя играть на концерте — это для личного использования.

Сейчас у Юсфина слегка отлег­ло от сердца: хотел написать «му­зыку утешения» — и наконец на­писал. Теперь появилась голов­ная боль: что делать дальше? На­до найти ансамбль, записать; по­том сделать какой-то тираж на CD и отослать в Беслан. В общем, ну­жен спонсор.

— Я меньше всего хочу, чтобы это было от моего имени, — го­ворит Юсфин. — Это от нас — от людей, от города.

Мы, которые солнце видим, но не слышим, можем верить в та­кую музыку, можем не верить. Кто знает, как она подействует? В первую очередь утешительно для бесланцев будет, наверное, то, что в далеком Петербурге есть та­кой 80-летний композитор, кото­рый думал, как помочь. Без вся­ких дат и как бы невпопад.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
91 (3883) от 22 мая 2007 года.

Теги 

#Абрам Юсфин #синестезия #утешение

Комментарии