Лекарство для души. О чем рассказывает новый анимационный фильм «Коты Эрмитажа»?

Анимационный фильм Василия Ровенского «Коты Эрмитажа», который с конца марта в широком прокате, — лекарство для души.

Лекарство для души. О чем рассказывает новый анимационный фильм «Коты Эрмитажа»? | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Он посвящен пушистым обитателям эрмитажных подвалов, которые давно уже стали знаменитыми, как и музейные шедевры. Да не упрекнут меня за сравнение с мадоннами Леонардо и «Флорой» Рембрандта! Ведь любой представитель семейства кошачьих — совершенен. Директор музея Михаил Пиотровский говорит, что котов и про котов снимают и пишут не реже, чем про того же Рембрандта.

Да, действительно, ставшие брендом Эрмитажа коты не обделены вниманием людей искусства, посвящающих им свои произведения. Например, книги. В 2007 году Николай Голь и Мария Халтунен (секретарь директора и, как шутит сама, пресс-секретарь котов) издали книгу «Кошкин дом в Эрмитаже». А в 2015‑м вышла детская книга Петра Власова «Рыцарь, кот и балерина. Приключения эрмитажных котов». И это далеко не полный список.

Немало снято и фильмов. К 250‑летию Эрмитажа был создан фильм Екатерины Бнатовой «Хвостатая гвардия Петербурга». А во время биеннале «Манифеста» в 2014 году показывали видеоперформанс «В подвале», созданный современным художником Эриком ван Лисхаутом. Речь шла о житье-бытье котов, нашедших приют в великом музее, и о том, что помощь бездомным и беззащитным способна изменить мир к лучшему.

Среди многочисленных приношений эрмитажным котам есть даже опера! Она называется «Дворцовые стражи». Музыку и либретто сочинил Рустам Сагдиев, а поставил Дмитрий Отяковский. В основе сюжета — история бездомного котенка. Бедняге сильно подфартило — его приняли в музей на работу на должность хранителя эрмитажной коллекции древнего искусства. Однако в ночь первой же его вахты пропадает ценнейший экспонат…

Сюжет нового мультфильма «Коты Эрмитажа» в целом схож с оперным либретто. Только в нем еще больше приключений. Кто‑то из критиков даже сравнил эту кошачью историю с «Тремя мушкетерами» Александра Дюма. И правда — разве главный герой мультика рыжий и голубоглазый молодой кот Винсент не напоминает д’Артаньяна? Он столь же темпераментный, храбрый, восторженный и наивный.

Начинаются приключения котенка с вынужденного (из‑за стечения обстоятельств) морского путешествия в старом клавесине. Выясняется, что туда затесалась и мышь — симпатичный Морис. За время путешествия по морям, по волнам парочка успевает подружиться. Завершается путешествие в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Местные коты, охраняющие музейные сокровища от мышей, принимают Винсента в свою ­команду. Тем более что скоро в Эрмитаж должны привезти шедевр — знаменитую «Мону Лизу» Леонардо да Винчи и лишние когтистые лапки не помешают. Для мышей «Джоконда» — лакомый кусочек (хотя картина написана, как известно, не на холсте, а на доске — по зубам ли мышкам?). Бедный Винсент разрывается между долгом, желанием не потерять обретенный дом (даже не дом — дворец!) и дружескими чувствами к мышу Морису…

Внешность и характеры котов прописаны подробно. Каждый — индивидуальность. Правда, почти все почему‑то толстячки, этакие бочки на лапках. Зато кошка Клео­патра из зала Древнего Египта — редкая красавица, прямо потомок египетской богини-кошки Бастет. Сам Винсент тоже выразителен и вписывается в галерею лучших котов из современных мультиков, ничуть не проигрывая Гарфилду, Коту в сапогах, который умеет так красиво прищуривать, а потом широко распахивать зеленые глазищи, и рыжему же симпатяге из сказки «Кот Гром и заколдованный дом».

Профессионально выполнена озвучка фильма. Винсент говорит голосом Романа Курцына, кошка Клеопатра — нежным голосом певицы Полины Гагариной, а вожака кошачьего отряда Макса озвучил Павел Прилучный.

Претензии можно, пожалуй, предъявить лишь к сценарию — несколько запутанному. А еще немного разочаровывает, что из фильма зрители очень мало узнают собственно о реальной жизни эрмитажных котов. А ведь эрмитажный приют уникален. Во многих музеях Петербурга пригрели одного-двух мурлык. Но только здесь обитает целая кошачья популяция, и она требует массы постоянных, каждодневных забот и финансирования.

Но не будем придираться. На экране — просто сказка, но сказка добрая и вызывающая желание поскорее отправиться в Эрмитаж, чтобы увидеть все эти красивые интерьеры и великие картины вживую. Правда, «Мону Лизу» увидеть не удастся. Картина приезжала в нашу страну лишь однажды, в 1974 году, благодаря энергии министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой.

#фильм #мультфильм #прокат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7400) от 20.04.2023 под заголовком «Кошачий дозор».


Комментарии