Только на сайте

Легко о вечном. Чем интересен «Мещанин во дворянстве» – премьера Театра им. Акимова

Хорошая комедия – настоящий дефицит. То глупо, то пошло, то скучно. Чаще всего, к сожалению, пошло. Грешат этим не только наспех сделанные антрепризы, но и постановки репертуарных театров.

Легко о вечном. Чем интересен «Мещанин во дворянстве» – премьера Театра им. Акимова | Фото: Леонид Торопов

Фото: Леонид Торопов

Как известно, рассмешить людей сложнее, чем заставить плакать. Заставить плакать от смеха – вообще сверхзадача. Приятно знать, что в театре, носящем имя Николая Павловича Акимова, с этой сверхзадачей справились. Недавняя премьера театра – спектакль «Мещанин во дворянстве» – пример того, как можно взять пьесу XVII века и сделать ее современной, не обидев поклонников традиционного театра.

Напоминаем для тех, кто забыл сюжет комедии-балета великого Мольера. Женатый господин Журден, богач и мещанин по происхождению, влюбился в маркизу Доримену. Чтобы завоевать благосклонность молодой красавицы, Журден пытается «стать» дворянином: сорит деньгами, покупает немыслимые наряды, приглашает в дом учителей музыки, танцев, фехтования, философских наук и... разных проходимцев. Он готов выдать свою дочь за мнимого «турецкого пашу», лишь бы попасть в высший свет. Как и в любой классической комедии, ситуацию спасают ловкие слуги, которые всегда умнее своих господ.

Режиссер спектакля – Роман Самгин. Ученик Марка Захарова в настоящее время совмещает работу на ТВ (производство скетч-шоу и сериалов) и в различных театрах страны. В петербургском Театре Комедии пятнадцать лет назад Самгин поставил «Слишком женатого таксиста» Рэя Куни. Спектакль до сих пор в репертуаре и довольно успешен. Впрочем, сколько людей – столько мнений: некоторые зрители в своих отзывах называют комедию глуповатой и жалуются на неподходящие шутки. Может быть, дело в самом сюжете – пьеса о похождениях таксиста-двоеженца явно создавалась не для семейного просмотра.

Остроумный и легкий, новый спектакль режиссера не должен вызвать подобной критики. Прекрасные артисты играют одну из лучших комедий Мольера, в чьем тексте есть возможность для театральной фантазии. Работа художника-постановщика Юлианы Лайковой достойна отдельного внимания. Визуально спектакль получился воздушным и зрелищным. При этом декорации – картонные, а пышные воротники и высокие головные уборы героев сделаны из обычной бумаги. Будто это дети решили «поиграть в Мольера» и смастерили одежду из подручных материалов. Актеры и играют с этим как дети, получая от игры неподдельное удовольствие.

Журден в исполнении заслуженного артиста России Сергея Кузнецова – настоящая карикатура на эпоху, когда «новые русские» пытались стать аристократами в первом поколении. Он столь же высокомерен, сколько глуп и смешон. Чавкать, по его собственному признанию, он перестал. Но когда этот господин злится – тут уж никакие уроки этикета не помогут. Его жена (заслуженная артистка России Ирина Цветкова) – только на первый взгляд находится «под пятой» у мужа-самодура. Ее ярко-красное платье словно спорит с внешним смирением, доказывая – эта женщина «своего» никакой маркизе не отдаст. Образ «с перчинкой» получился и у Любовь Виролайнен: служанка  Николь в ее исполнении – настоящая рыжая бестия, которая любого поставит на место, включая и своего глупого хозяина.

6417.BigImg.jpg

Фото: Леонид Торопов

Когда мошенники в бумажных тюрбанах посвящали господина Журдена в несуществующий сан, сдержать смех было сложно не только Николь, но и  зрителям в зале. В том числе школьникам, которых умный преподаватель привел знакомиться с творчеством французского драматурга. Эти дети уже никогда не скажут, что Мольер – это скучно. Скорее всего, и Мольеру понравилось бы такое хулиганство на сцене.

В спектакле использована музыка с премьерного показа комедии-балета «Мещанин во дворянстве», состоявшегося в 1670 году в королевском замке Шамбор. Ее автор Жан-Батист Люлли (придворный композитор, создатель французской национальной оперы) сотрудничал с Мольером не раз. Удивительно, но его легкие и нежные мелодии звучат столь же современно, сколь и пьеса его тезки. Тщеславие и гордыня, как и другие людские пороки, никогда не исчезнут. Как и не перестанет жизнь наказывать их владельцев. 

P.S. Из бесчисленного количества постановок «Мещанина во дворянстве» на отечественной сцене вспоминается спектакль Театра им. Е. Вахтангова 1969 года (режиссер – Владимир Шлезингер). В нем блистали Василий Лановой и Елена Измайлова, Элеонора Шашкова и Марианна Вертинская, Людмила Максакова и Нина Русланова. Роль господина Журдена исполнял недавно ушедший от нас Владимир Абрамович Этуш. Телеверсия спектакля сохранилась – это наше зрительское счастье.  

#культура #театр #премьера #рецензия

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?