Только на сайте

Легко о вечном. Чем интересен «Мещанин во дворянстве» – премьера Театра им. Акимова

Хорошая комедия – настоящий дефицит. То глупо, то пошло, то скучно. Чаще всего, к сожалению, пошло. Грешат этим не только наспех сделанные антрепризы, но и постановки репертуарных театров.

Легко о вечном. Чем интересен «Мещанин во дворянстве» – премьера Театра им. Акимова | Фото: Леонид Торопов

Фото: Леонид Торопов

Как известно, рассмешить людей сложнее, чем заставить плакать. Заставить плакать от смеха – вообще сверхзадача. Приятно знать, что в театре, носящем имя Николая Павловича Акимова, с этой сверхзадачей справились. Недавняя премьера театра – спектакль «Мещанин во дворянстве» – пример того, как можно взять пьесу XVII века и сделать ее современной, не обидев поклонников традиционного театра.

Напоминаем для тех, кто забыл сюжет комедии-балета великого Мольера. Женатый господин Журден, богач и мещанин по происхождению, влюбился в маркизу Доримену. Чтобы завоевать благосклонность молодой красавицы, Журден пытается «стать» дворянином: сорит деньгами, покупает немыслимые наряды, приглашает в дом учителей музыки, танцев, фехтования, философских наук и... разных проходимцев. Он готов выдать свою дочь за мнимого «турецкого пашу», лишь бы попасть в высший свет. Как и в любой классической комедии, ситуацию спасают ловкие слуги, которые всегда умнее своих господ.

Режиссер спектакля – Роман Самгин. Ученик Марка Захарова в настоящее время совмещает работу на ТВ (производство скетч-шоу и сериалов) и в различных театрах страны. В петербургском Театре Комедии пятнадцать лет назад Самгин поставил «Слишком женатого таксиста» Рэя Куни. Спектакль до сих пор в репертуаре и довольно успешен. Впрочем, сколько людей – столько мнений: некоторые зрители в своих отзывах называют комедию глуповатой и жалуются на неподходящие шутки. Может быть, дело в самом сюжете – пьеса о похождениях таксиста-двоеженца явно создавалась не для семейного просмотра.

Остроумный и легкий, новый спектакль режиссера не должен вызвать подобной критики. Прекрасные артисты играют одну из лучших комедий Мольера, в чьем тексте есть возможность для театральной фантазии. Работа художника-постановщика Юлианы Лайковой достойна отдельного внимания. Визуально спектакль получился воздушным и зрелищным. При этом декорации – картонные, а пышные воротники и высокие головные уборы героев сделаны из обычной бумаги. Будто это дети решили «поиграть в Мольера» и смастерили одежду из подручных материалов. Актеры и играют с этим как дети, получая от игры неподдельное удовольствие.

Журден в исполнении заслуженного артиста России Сергея Кузнецова – настоящая карикатура на эпоху, когда «новые русские» пытались стать аристократами в первом поколении. Он столь же высокомерен, сколько глуп и смешон. Чавкать, по его собственному признанию, он перестал. Но когда этот господин злится – тут уж никакие уроки этикета не помогут. Его жена (заслуженная артистка России Ирина Цветкова) – только на первый взгляд находится «под пятой» у мужа-самодура. Ее ярко-красное платье словно спорит с внешним смирением, доказывая – эта женщина «своего» никакой маркизе не отдаст. Образ «с перчинкой» получился и у Любовь Виролайнен: служанка  Николь в ее исполнении – настоящая рыжая бестия, которая любого поставит на место, включая и своего глупого хозяина.

6417.BigImg.jpg

Фото: Леонид Торопов

Когда мошенники в бумажных тюрбанах посвящали господина Журдена в несуществующий сан, сдержать смех было сложно не только Николь, но и  зрителям в зале. В том числе школьникам, которых умный преподаватель привел знакомиться с творчеством французского драматурга. Эти дети уже никогда не скажут, что Мольер – это скучно. Скорее всего, и Мольеру понравилось бы такое хулиганство на сцене.

В спектакле использована музыка с премьерного показа комедии-балета «Мещанин во дворянстве», состоявшегося в 1670 году в королевском замке Шамбор. Ее автор Жан-Батист Люлли (придворный композитор, создатель французской национальной оперы) сотрудничал с Мольером не раз. Удивительно, но его легкие и нежные мелодии звучат столь же современно, сколь и пьеса его тезки. Тщеславие и гордыня, как и другие людские пороки, никогда не исчезнут. Как и не перестанет жизнь наказывать их владельцев. 

P.S. Из бесчисленного количества постановок «Мещанина во дворянстве» на отечественной сцене вспоминается спектакль Театра им. Е. Вахтангова 1969 года (режиссер – Владимир Шлезингер). В нем блистали Василий Лановой и Елена Измайлова, Элеонора Шашкова и Марианна Вертинская, Людмила Максакова и Нина Русланова. Роль господина Журдена исполнял недавно ушедший от нас Владимир Абрамович Этуш. Телеверсия спектакля сохранилась – это наше зрительское счастье.  

#культура #театр #премьера #рецензия

Комментарии