Легкий голос из «машины времени»

Знаменитая сопрано Джемма Бертаньолли дебютировала в Большом зале Филармонии вместе с ансамблем «Итальянские виртуозы», представив свое искусство барочного пения, хрупкое, как венецианское стекло.

 Легкий голос из «машины времени» | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

Музыка барокко, в частности Вивальди, в особенности ее вокальная составляющая, как выясняется опытным путем, публике очень интересна и желанна: в зале не было свободных мест. Не исключено, что свою громадную роль в популяризации барочного наследия сыграла Чечилия Бартоли, словно бы дав своим соотечественницам особые полномочия на продолжение этого благородного дела. В перерыве между отделениями одна любительница заявила мне, что для нее существуют две певицы - Бартоли и Лежнева.

На самом же деле барочных виртуозок, обладающих подвижными, легкими, сверкающими голосами, в Европе немало. Можно привести более десятка, среди них и Сандрин Пьо, и Натали Штуцман, и Энн Халленберг, и Доротея Милдс, и Анна Прохаска, и Дельфин Галу, и много кто еще, способный создавать своим пением и искусством аффектов эффект «машины времени». Вопрос лишь в расторопности филармонического менеджмента, а вокальный век виртуозок хотя и длиннее балетного, но в целом не так уж и долог.

Джемма Бертаньолли, уроженка Больцано, захватила зал ювелирной обработкой своего небольшого, но красивого голоса. Она предоставила (хотя и очень ненадолго, поскольку исполнила не так много арий, как бы мечталось) роскошную возможность послушать эту пресловутую барочную виртуозность, которая была хлебом насущным для композиторов, исполнителей и публики триста лет назад. Итальянцы привезли редкий репертуар, если не считать хит нынешнего филармонического сезона - «Времена года» Вивальди, которому было отдано второе отделение. В первом «Итальянские виртуозы» как из рога изобилия сыпали неизвестными для широкого слушателя названиями.

Концерт открылся симфонией к опере «Истина в испытании», в которой оркестр не старался показать какой-либо уникальный блеск - скорее, способность быть деликатным аккомпаниатором, что и демонстрировал на протяжении всего отделения. К Джемме Бертаньолли публика прислушивалась, ее голос завораживал постепенно. «Выходной» номер Джеммы - ария Эрсиллы из «Роланда, мнимого безумца» показала, насколько чутко певица вписывается в инструментальный контекст, звуча как еще один доминирующий инструмент вокально-оркестрового целого. Оптимальная громкость, баланс сопрановых и меццо-сопрановых красок, феноменальное истаивание звука заставляли неметь перед шедеврами и погружаться в сладкое забвение проблем повседневности. Хрустальное сияние колоратур Бертаньолли напоминало об искусстве венецианского стеклянного кружева, играющего всеми красками на солнце.

Концерт строился, как и предписывает эстетика барокко, на контрастах. После убаюкивающей любовной лирики в арии Amato ben царицы Ипполиты из «Геракла на Термодонте» под аккомпанемент уже не оркестра, а лишь трио с клавесином настал черед бодрящей увертюры к опере с соответствующим названием - «Олимпиада». А за ней слушателей резко поместили в леденящую тень трагедии - в арии Фарнака Gelido in ogni vena из «Фарнака». Бертаньолли заставила слушателей испить горестную чашу этого героя до дна.

Финалом вокальной части программы стала неистовая ария мести из оратории «Торжествующая Юдифь» - ария Вагуса, слуги Олоферна, яростно и отчаянно призывающего явиться злобных фурий. Бертаньолли превратила скромную филармоническую публику в подобие той, что многократно вызывала на бисы своих барочных кумиров - магических кастратов. А потому заслужила два щедрых биса - In furore и по контрасту с ним - нежнейшую, полную жертвенного откровения арию Красоты, отказавшейся от удовольствия, Tu del ciel ministro eletto из оратории «Триумф времени и разочарования» Генделя.

#Джемма Бертаньолли #барокко #концерт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?