Легендарный Пушкарев

28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Василия Алексеевича Пушкарева – легендарного директора Русского музея с 1951-го по 1977 год.

Легендарный Пушкарев |

Легендарным часто называют человека, чья биография со временем обрастает подробностями, не обязательно правдивыми. Иное дело – Пушкарев. Назовем только некоторые обстоятельства биографии донского казака, прошедшего рядовым всю войну, которые сейчас выглядят неправдоподобными. Ирина Яковлевна Богуславская, заведующая отделом народного искусства ГРМ, пришедшая в музей через два года после назначения Пушкарева директором, говорит что это факты. Разве что появились «подробности».

Легенда первая. В 1960-е годы Пушкарев создал в музее тайные залы русского авангарда, куда водил только проверенных людей. Богуславская вспоминает, что залов, конечно, не было, авангард хранился на чердаке над помещением церкви Михайловского дворца. Показывались сокровища только тем художникам и историкам искусства, которым, как считал Пушкарев, это поможет в творческом развитии.

Легенда вторая. В 1972 году он обманул министра культуры Фурцеву, которая хотела подарить Арманду Хаммеру «Черный квадрат» Малевича. Картину искали по всем фондам. Но куда-то она запропастилась, не смогли найти.

На самом деле было письмо Фурцевой, в котором она требовала выдать что-нибудь из Малевича. Директор музея оставил приказ начальницы без ответа.

В 1977 году Пушкарева выгнали из Русского музея за злоупотребление служебным положением. Это «злоупотребление» выразилось в том, что после ремонта полов в музейных залах он подобрал выброшенный на свалку паркет и постелил его в своей новой квартире. Кстати, до этого он жил на пятом этаже без лифта.

По словам Богуславской, Василий Пушкарев был музейщиком от бога.

Безупречный глаз искусствоведа, который специализировался на советской книжной графике, позволял ему безошибочно определять качество и ценность древней иконы, старой прялки, произведения художника ХХ века. Он организовал десятки экспедиций для сбора народного искусства. Договаривался с местными светскими и церковными властями, чтобы они разрешили обследовать иконы в действующих и закрытых храмах и привезли в музей самые ценные.

Пушкарев создал постоянную экспозицию русского искусства в хронологической последовательности. Именно ему принадлежит недооцененная идея показа всего комплекса прикладных искусств. Сначала – древнерусское прикладное с X по XVII век, а затем две «ветви» – народное искусство и художественная промышленность последующего времени. Эта экспозиция просуществовала до 1981 года, ее закрыл директор, пришедший после Пушкарева.

Давно привычный для нас переход из Михайловского дворца в Корпус Бенуа построен по инициативе Пушкарева. Он добился, чтобы сотрудники, жившие в коммуналках в Корпусе Росси, получили небольшие, но отдельные квартиры. Освободившиеся помещения были превращены в музейные залы.

Пушкарев провел первую большую выставку Кузьмы Петрова-Водкина, ошеломившую публику своим качеством. Когда его стали выпускать на Запад, Пушкарев планомерно разыскивал художников русской эмиграции. Однажды провез в рулоне «Древний ужас» Бакста. В знак дружбы Зинаида Серебрякова создала его портрет (на снимке). Это была одна из последних работ художницы, сейчас портрет Пушкарева хранится в фондах Русского музея.

К сожалению, остался нереализованным проект по созданию постоянной экспозиции акварели и рисунка, требующей специального освещения. У музея гигантские фонды этих видов искусства, сейчас они появляются только на выставках.

Пушкарев четко делил служебное и личное. Был строг и требователен. Молодые сотрудники входили в его кабинет с трепетом. Он всегда прислушивался к музейным старейшинам: собирал самых опытных и заслуженных, спрашивал их совета.

Любил застолье, приезжал к сотрудникам на дни рождения. Как-то после длительной командировки для учебы в партшколе Пушкарев пришел на музейный капустник. На сцене висела огромная репродукция картины «Явление Христа народу». Спасителем был Пушкарев, народом – его сотрудники.

Похоже, что независимого директора на дух не переносил ленинградский партийный вождь Григорий Романов. Он говорил примерно так: «Кто к вам ходит, что у вас смотреть? Нечего у вас смотреть!». И в 1977 году выдавил Пушкарева из музея. Его с радостью приняла Москва, Пушкарев стал директором только открытого тогда Центрального дома художника на Крымском Валу.

Когда в 2002 году Пушкарева хоронили, Русский музей был представлен не «одной старушкой», как сказано в одном документальном фильме. Всем сотрудникам музея разрешили поехать в Москву, их там было несколько десятков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?