Легендарный Пушкарев

28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Василия Алексеевича Пушкарева – легендарного директора Русского музея с 1951-го по 1977 год.

Легендарный Пушкарев |

Легендарным часто называют человека, чья биография со временем обрастает подробностями, не обязательно правдивыми. Иное дело – Пушкарев. Назовем только некоторые обстоятельства биографии донского казака, прошедшего рядовым всю войну, которые сейчас выглядят неправдоподобными. Ирина Яковлевна Богуславская, заведующая отделом народного искусства ГРМ, пришедшая в музей через два года после назначения Пушкарева директором, говорит что это факты. Разве что появились «подробности».

Легенда первая. В 1960-е годы Пушкарев создал в музее тайные залы русского авангарда, куда водил только проверенных людей. Богуславская вспоминает, что залов, конечно, не было, авангард хранился на чердаке над помещением церкви Михайловского дворца. Показывались сокровища только тем художникам и историкам искусства, которым, как считал Пушкарев, это поможет в творческом развитии.

Легенда вторая. В 1972 году он обманул министра культуры Фурцеву, которая хотела подарить Арманду Хаммеру «Черный квадрат» Малевича. Картину искали по всем фондам. Но куда-то она запропастилась, не смогли найти.

На самом деле было письмо Фурцевой, в котором она требовала выдать что-нибудь из Малевича. Директор музея оставил приказ начальницы без ответа.

В 1977 году Пушкарева выгнали из Русского музея за злоупотребление служебным положением. Это «злоупотребление» выразилось в том, что после ремонта полов в музейных залах он подобрал выброшенный на свалку паркет и постелил его в своей новой квартире. Кстати, до этого он жил на пятом этаже без лифта.

По словам Богуславской, Василий Пушкарев был музейщиком от бога.

Безупречный глаз искусствоведа, который специализировался на советской книжной графике, позволял ему безошибочно определять качество и ценность древней иконы, старой прялки, произведения художника ХХ века. Он организовал десятки экспедиций для сбора народного искусства. Договаривался с местными светскими и церковными властями, чтобы они разрешили обследовать иконы в действующих и закрытых храмах и привезли в музей самые ценные.

Пушкарев создал постоянную экспозицию русского искусства в хронологической последовательности. Именно ему принадлежит недооцененная идея показа всего комплекса прикладных искусств. Сначала – древнерусское прикладное с X по XVII век, а затем две «ветви» – народное искусство и художественная промышленность последующего времени. Эта экспозиция просуществовала до 1981 года, ее закрыл директор, пришедший после Пушкарева.

Давно привычный для нас переход из Михайловского дворца в Корпус Бенуа построен по инициативе Пушкарева. Он добился, чтобы сотрудники, жившие в коммуналках в Корпусе Росси, получили небольшие, но отдельные квартиры. Освободившиеся помещения были превращены в музейные залы.

Пушкарев провел первую большую выставку Кузьмы Петрова-Водкина, ошеломившую публику своим качеством. Когда его стали выпускать на Запад, Пушкарев планомерно разыскивал художников русской эмиграции. Однажды провез в рулоне «Древний ужас» Бакста. В знак дружбы Зинаида Серебрякова создала его портрет (на снимке). Это была одна из последних работ художницы, сейчас портрет Пушкарева хранится в фондах Русского музея.

К сожалению, остался нереализованным проект по созданию постоянной экспозиции акварели и рисунка, требующей специального освещения. У музея гигантские фонды этих видов искусства, сейчас они появляются только на выставках.

Пушкарев четко делил служебное и личное. Был строг и требователен. Молодые сотрудники входили в его кабинет с трепетом. Он всегда прислушивался к музейным старейшинам: собирал самых опытных и заслуженных, спрашивал их совета.

Любил застолье, приезжал к сотрудникам на дни рождения. Как-то после длительной командировки для учебы в партшколе Пушкарев пришел на музейный капустник. На сцене висела огромная репродукция картины «Явление Христа народу». Спасителем был Пушкарев, народом – его сотрудники.

Похоже, что независимого директора на дух не переносил ленинградский партийный вождь Григорий Романов. Он говорил примерно так: «Кто к вам ходит, что у вас смотреть? Нечего у вас смотреть!». И в 1977 году выдавил Пушкарева из музея. Его с радостью приняла Москва, Пушкарев стал директором только открытого тогда Центрального дома художника на Крымском Валу.

Когда в 2002 году Пушкарева хоронили, Русский музей был представлен не «одной старушкой», как сказано в одном документальном фильме. Всем сотрудникам музея разрешили поехать в Москву, их там было несколько десятков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.