Легендарный Пушкарев

28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Василия Алексеевича Пушкарева – легендарного директора Русского музея с 1951-го по 1977 год.

Легендарный Пушкарев |

Легендарным часто называют человека, чья биография со временем обрастает подробностями, не обязательно правдивыми. Иное дело – Пушкарев. Назовем только некоторые обстоятельства биографии донского казака, прошедшего рядовым всю войну, которые сейчас выглядят неправдоподобными. Ирина Яковлевна Богуславская, заведующая отделом народного искусства ГРМ, пришедшая в музей через два года после назначения Пушкарева директором, говорит что это факты. Разве что появились «подробности».

Легенда первая. В 1960-е годы Пушкарев создал в музее тайные залы русского авангарда, куда водил только проверенных людей. Богуславская вспоминает, что залов, конечно, не было, авангард хранился на чердаке над помещением церкви Михайловского дворца. Показывались сокровища только тем художникам и историкам искусства, которым, как считал Пушкарев, это поможет в творческом развитии.

Легенда вторая. В 1972 году он обманул министра культуры Фурцеву, которая хотела подарить Арманду Хаммеру «Черный квадрат» Малевича. Картину искали по всем фондам. Но куда-то она запропастилась, не смогли найти.

На самом деле было письмо Фурцевой, в котором она требовала выдать что-нибудь из Малевича. Директор музея оставил приказ начальницы без ответа.

В 1977 году Пушкарева выгнали из Русского музея за злоупотребление служебным положением. Это «злоупотребление» выразилось в том, что после ремонта полов в музейных залах он подобрал выброшенный на свалку паркет и постелил его в своей новой квартире. Кстати, до этого он жил на пятом этаже без лифта.

По словам Богуславской, Василий Пушкарев был музейщиком от бога.

Безупречный глаз искусствоведа, который специализировался на советской книжной графике, позволял ему безошибочно определять качество и ценность древней иконы, старой прялки, произведения художника ХХ века. Он организовал десятки экспедиций для сбора народного искусства. Договаривался с местными светскими и церковными властями, чтобы они разрешили обследовать иконы в действующих и закрытых храмах и привезли в музей самые ценные.

Пушкарев создал постоянную экспозицию русского искусства в хронологической последовательности. Именно ему принадлежит недооцененная идея показа всего комплекса прикладных искусств. Сначала – древнерусское прикладное с X по XVII век, а затем две «ветви» – народное искусство и художественная промышленность последующего времени. Эта экспозиция просуществовала до 1981 года, ее закрыл директор, пришедший после Пушкарева.

Давно привычный для нас переход из Михайловского дворца в Корпус Бенуа построен по инициативе Пушкарева. Он добился, чтобы сотрудники, жившие в коммуналках в Корпусе Росси, получили небольшие, но отдельные квартиры. Освободившиеся помещения были превращены в музейные залы.

Пушкарев провел первую большую выставку Кузьмы Петрова-Водкина, ошеломившую публику своим качеством. Когда его стали выпускать на Запад, Пушкарев планомерно разыскивал художников русской эмиграции. Однажды провез в рулоне «Древний ужас» Бакста. В знак дружбы Зинаида Серебрякова создала его портрет (на снимке). Это была одна из последних работ художницы, сейчас портрет Пушкарева хранится в фондах Русского музея.

К сожалению, остался нереализованным проект по созданию постоянной экспозиции акварели и рисунка, требующей специального освещения. У музея гигантские фонды этих видов искусства, сейчас они появляются только на выставках.

Пушкарев четко делил служебное и личное. Был строг и требователен. Молодые сотрудники входили в его кабинет с трепетом. Он всегда прислушивался к музейным старейшинам: собирал самых опытных и заслуженных, спрашивал их совета.

Любил застолье, приезжал к сотрудникам на дни рождения. Как-то после длительной командировки для учебы в партшколе Пушкарев пришел на музейный капустник. На сцене висела огромная репродукция картины «Явление Христа народу». Спасителем был Пушкарев, народом – его сотрудники.

Похоже, что независимого директора на дух не переносил ленинградский партийный вождь Григорий Романов. Он говорил примерно так: «Кто к вам ходит, что у вас смотреть? Нечего у вас смотреть!». И в 1977 году выдавил Пушкарева из музея. Его с радостью приняла Москва, Пушкарев стал директором только открытого тогда Центрального дома художника на Крымском Валу.

Когда в 2002 году Пушкарева хоронили, Русский музей был представлен не «одной старушкой», как сказано в одном документальном фильме. Всем сотрудникам музея разрешили поехать в Москву, их там было несколько десятков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.


Комментарии