Легенда о контратеноре

Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» открылся в Тронном зале Зимнего дворца концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи, а продолжился в другом не менее роскошном Тронном зале Екатерининского дворца первым концертом в Петербурге всемирно известного американского контратенора Дэвида Дэниэлса.

Легенда о контратеноре | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Уже несколько лет подряд этот красивый музыкально-исторический летний форум открывается с помощью зарубежного дебютанта - оперной звезды с мировым именем. В прошлом году, к примеру, это был восхитительный молодой американский тенор Стивен Костелло, чьим изящным, идеально ровным и полетным тенором, называвшимся в старину tenore di grazia, заслушиваются в лучших оперных театрах мира. В этом году руководство фестиваля решило вернуть дворцовому пространству соответствующую звуковую барочную «начинку» - тембр контратенора.

Концерт назвали интригующе - кинематографично и исторично: «Легенда о Фаринелли». Имя этого легендарного кастрата XVII века вошло в историю ярче многих других «коллег» его эпохи. Он был певцом с безграничными возможностями, имевшим к тому же свойство воздействовать своим голосом на особо чувствительную публику, доводя ее до экстаза и сладкого обморока. Фаринелли был еще и очень красив, что стало поводом для создания одноименного фильма о нем.

В меру упитанный Дэвид Дэниэлс напомнил о «легенде Фаринелли» прежде всего голосом - элегантным, благородного тембра, не слишком страстным, по-английски дистанцированным, но отнюдь не холодным. В прошлом году певец перешел полувековой рубеж, но его голос остается по-прежнему свеж, эластичен, сохраняет все те же технические характеристики, что и в период расцвета карьеры этого музыканта. Ее высшие точки зафиксированы на многочисленных аудио- и видеозаписях как студийных, так и живых оперных спектаклей и концертов с его участием.

В послужном списке Дэвида есть и Бах, и много Генделя, и Вивальди, и Бриттен, и Берлиоз, и, разумеется, Монтеверди. Еще лет двадцать назад «рынок» контратеноров в европейской оперной индустрии не был наводнен этим типом певцов, а потому каждый из существовавших контратеноров воспринимался как уникум. Сегодня ситуация кардинально изменилась, контратеноров объявилось так много, что они уже выстраиваются в очередь на сцену, тесня друг друга, оттеняя все более усиливающимся блеском, глянцем феноменальной техники, не говоря о внешних данных. А потому удивлять становится все сложнее. Петербургский дебютант Дэвид Дэниэлс был приглашен, конечно же, как мэтр, мастер, впрочем, на лаврах не почивающий, продолжающий вполне активную карьеру. И специфическая фестивальная публика, судя по всему, не искушенная в вопросах искусства контратеноров XXI века, кидалась «фоткать» на гаджеты диковинного певца, словно инопланетянина, как только он начинал петь.

Дэвиду Дэниэлсу, конечно, очень пригодился бы хороший барочный оркестр, но на этой статье, к сожалению, сэкономили, предложив в качестве аккомпанемента камерный состав международного симфонического оркестра «Таврический» под руководством Михаила Голикова. Не искушенные в области исторически информированного исполнительства, они смогли лишь более-менее корректно, хотя и плосковато, по-ученически стилизовать звучание барочного оркестра. В отсутствие истинно барочного драйва со стороны музыкантов певец не стал усердствовать и компенсировать лишней энергией то, чего не мог дать оркестр.

Милое, в меру экзальтированное, радужно-мажорное начало концерта (симфонический номер «Прибытие царицы Савской» из оратории «Соломон» Генделя) продолжилось двумя ариями Бертарида из «Роделинды» Генделя и двумя же ариями Цезаря из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя. Партнершей Дэниэлса на концерте выступила сопрано Яна Иванилова, ученица Нины Дорлиак, певица с тонким вкусом и чистейшим тоном, способная гибко вписываться в разные стили - от русской протяжной лирической до романсов Метнера и опер Доницетти. Народно-песенные приемы звукоизвлечения иногда проскальзывали у нее, создавая любопытнейший синтез полярно разных культур, ставя европейское барокко на русскую почву.

У певцов невероятно сливались тембры, словно отражаясь друг в друге в дуэте Цезаря и Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте», а особенно в любовном дуэте Нерона и Поппеи из «Коронации Поппеи» Монтеверди, невинно намекая на легкое эротическое напряжение. Пафосом праздничной состязательности была проникнута популярная песня Перселла «Звук трубы».

Эффектным инструментальным номером во втором отделении концерта стала Симфония-кончертанте для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, в которой партию скрипки исполнила хозяйка фестиваля Мария Сафарьянц. Участие сразу нескольких солистов подчеркнуло дух коллективной игры, в котором каждый слушает, слышит, уважает, заражается идеями и восхищается друг другом - делает то, чего так не хватает многим из нас сегодня.

#Дэниэлс #контратенор #концерт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?