Легенда лепила омара. Как возрождался после нацистской оккупации Гатчинский дворец

В ГМЗ «Гатчина» можно посетить четвертую выставку цикла, посвященного 80‑летию освобождения этого города от нацистской оккупации. «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о трех предыдущих — «Эвакуация», «Оккупация» и «Освобождение» (см. номера от 15 апреля, 6 июля и 22 октября 2024 года). Сегодня расскажем о финальном проекте под названием «Возрождение» (12+).

Легенда лепила омара. Как возрождался после нацистской оккупации Гатчинский дворец | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По замыслу Марии Кирпичниковой, куратора цикла, ученого секретаря ГМЗ «Гатчина», и Никиты Сазонова, художника и музейного дизайнера, первый зал остается почти неизменным в течение работы всего цикла. Он рассказывает о недавних находках поисковиков в парке «Сильвия», где в годы оккупации нацисты расстреливали людей. Именно эта трагическая страница в истории Гатчины заставила музейщиков провести серию выставок.

Для «Возрождения» первый зал пополнился китайской фаянсовой вазой XVIII века, найденной в 2022 году при раскопках в парке «Сильвия» и подаренной музею.

Восстановление Гатчинского дворца, наверное, самая драматичная история в ряду возрождения пригородных заповедников, сильно пострадавших в годы Великой Отечественной войны. В первой витрине находится редкий снимок, датируемый 1944 годом, — «Группа учеников 9‑го архитектурно-художественного ремесленного училища под руководством мастера И. Ф. Соболева ведет работы по расчистке и укреплению барельефа в Белом зале». Рядом находится бутылка с запиской, найденная реставраторами в 2000 году в Овальном будуаре: «Здесь работали в 1944 г. по реставрации арнаментов (орфография оригинала. — Д. С.) скульп­торы Спасский, Никитин, Смыслов. 27.VII.1944».

Иными словами, работы по консервации Гатчинского дворца начались через несколько месяцев после освобождения города. Отдельный стенд посвящен легендарной Серафиме Балаевой, которая фактически руководила музеем и всеми реставрационными работами начиная с февраля 1944 года.

В 1947‑м в Гатчинском дворце открылась одна из первых послевоенных выставок, посвященных истории дворца и парка. На фотографиях того времени хорошо видны очереди у входа и многолюдные экскурсии. Эти документы сопровождаются двумя предметами. Как рассказала нашей газете Александра Фарафонова, научный руководитель ГМЗ «Гатчина», часы каминные бронзовые «Мальчик, играющий в кегли» изготовлены в первой трети XIX века. Они находились в гостиной великой княгини Ксении Александровны, дочери Александра III. Фарфоровая фигурка «Китаянка» произведена в 1850‑е годы на Майсенской мануфактуре, она украшала Китайскую галерею дворца. Оба предмета успели эвакуировать в 1941 году.

Музейщики надеялись, что дворец будет постепенно восстанавливаться. Обнадеживающие материалы регулярно публиковала «Гатчинская правда». Но наступил 1951 год, и дворец передали военным. Реставраторы и музейщики вернулись туда только через четверть века.

Центром выставки «Возрождение» стал гипсовый макет Белого зала, главного парадного помещения Гатчинского дворца, созданный реставраторами Лидией Стрижовой и Георгием Мицовым. Потомственная лепщица Стрижова (1925 – 2002) — другая легенда Гатчины. Музейщики удивлялись, как быстро и качественно она лепит сложные элементы декора. Однажды Стрижовой потребовалось воссоздать большое украшение «Раки в цветах и плодах» над дверями Белого зала. Выручил коллега Владимир Васильев, который принес из дома чучело омара. Он же предоставил этот редкий предмет и для нынешней выставки. Так что публика может сначала посмотреть на омара и его изображение на макете, а потом подняться в Белый зал и увидеть, как он выглядит «в натуре».

В финале небольшой, но содержательной выставки показаны еще два предмета. В гарнитур Белого зала входили стулья, изготовленные в середине XIX века на придворной фабрике Андрея Тура специально для этого места. В 1920‑е годы гарнитур был распродан как «не представляющий художественной ценности». Теперь ГМЗ «Гатчина» пытается найти стулья. Тот, что представлен на выставке, принадлежит московскому Музею А. С. Пушкина на Пречистенке и предоставлен гатчинцам на временное хранение. Несколько лет назад стул был отреставрирован.

На той же фабрике и также для Белого зала был изготовлен резной ящик для дров. В годы оккупации вместе с каминным экраном он был вывезен нацистами. В 2022 году их удалось вернуть в Гатчину. Экран сильно поврежден, нуждается в реставрации, поэтому показывают только ящик для дров.

Выставка будет открыта по 17 марта. В дальнейших планах музея создать постоянную экспозицию на основе всего цикла. 

Читайте также:

В Комендантском доме Петропавловской крепости вновь работает постоянная экспозиция

Путешествия по Московии: о них рассказывают книжные раритеты из Президентской библиотеки


#выставка #ГМЗ «Гатчина» #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Легенда лепила омара».


Комментарии