В Эрмитаже покажут «Стекло, которым любовались»

В Зимнем дворце работает выставка «Стекло, которым любовались». В Синей спальне императрицы Марии Александровны можно увидеть изделия европейских и российских мастеров XVI - XX веков: 90 предметов из фондов отдела западноевропейского прикладного искусства и отдела истории русской культуры Эрмитажа. Представлены образцы венецианского стекла, богемского и французского хрусталя, продукции немецких и голландских мануфактур, российского Императорского стеклянного завода.

В Эрмитаже покажут «Стекло, которым любовались» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стекло рождается в пламени, а застыв, становится похожим на лед. Михаил Ломоносов, много сделавший для развития стекольного производства в России, изучавший свойства этого материала, посвятил ему оду: «Любезное дитя, прекрасное Стекло! Пою перед тобой в восторге похвалу: не камням дорогим, не злату, но Стеклу».

- Стекло по своей красоте не уступает драгоценным материалам, - говорит Елена Анисимова, один из кураторов выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа. - И ценилось бы столь же высоко, когда бы не было столь хрупко.

В витрине лежат удивительной красоты бусы из тончайшего позолоченного стекла. Сделаны они, вероятно, в Австрии, в Инсбруке, в XVI столетии.

- С этими бусами связана трогательная история, - рассказала Елена Анисимова. - Перед выставкой я отнесла их к нашим реставраторам, чтобы почистили. К коробочке с бусами прилагался пакетик с какой-то трухой. Как же я удивилась, когда мне вернули бусы, к которым добавилось пять бусинок! Реставраторы собрали их из этой трухи. Волшебство.

Бокалы-рёмеры (название происходит от vitrum Romarium - «римское стекло»), которые использовались для вина, многие из нас могли видеть на картинах голландских мастеров Золотого века, в сценах пирушек, натюрмортах.

Специально к выставке реставраторы привели в порядок макет петербургской масленичной катальной горки и венецианское настольное украшение XVIII века. Подобными композициями обычно оформлялись парадные застолья во Дворце дожей.

Самая старая вещь на выставке - флакон в виде фляги пилигрима, созданный в Венеции в начале XVI века и украшенный изображением сцены из мифа об Аполлоне и Кипарисе. Он выполнен из опалового, или молочного, стекла, которое имитировало китайский фарфор.

- В те времена китайский фарфор только-только появился в Европе, стоил чрезвычайно дорого. И европейские мастера имитировали фарфор в стекле, добавляя в массу жженую кость и олово, - рассказала Елена Анисимова.

Мемориальную ценность представляет ваза из рубинового стекла с ручками в виде птиц, которая была изготовлена в первой четверти XIX века на Императорском стеклянном заводе.

Ваза, скорее всего, была подарена императору Николаю I на свадьбу и хранилась затем в его личных покоях.

По словам кураторов, российские императоры специально стекло не собирали. Но Александр III купил в 1884 году на свои средства коллекцию русского дипломата графа Александра Базилевского. Там были итальянская майолика, лиможские эмали, венецианское стекло...

Определенная заслуга в формировании эрмитажного собрания стекла есть и у императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II.

- Она была девушка модная и собирала вазы Эмиля Галле, представляющие стиль модерн, - говорит Елена Анисимова.

На выставке можно полюбоваться двумя парными вазами Галле. Они из числа дипломатических подарков - были поднесены французами Николаю II и Александре Федоровне. Вазы оправлены в серебро, на сизом фоне розовеют изысканные орхидеи, выгравированы строки из стихотворения Эмиля Хинцелена: «О, красота всего, что бренно! Большие крылья смерти касаются, не раня, лишь увеличивая очарование». Эмиль Галле часто украшал свои творения поэтическими строками. Но если вспомнить судьбу последней императорской четы, эти слова звучат как пророчество.

#выставка #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (6299) от 12.10.2018 под заголовком «Лед из пламени».


Комментарии