Лариса Луппиан и другие звезды Петербурга устроили экскурсии по театрам

Актриса Лариса Луппиан, режиссер и писатель Владимир Рецептер, режиссер Леонид Алимов исполнили роли экскурсоводов на трех премьерах четвертого сезона просветительской программы «Открытый город». Акция была посвящена Году театра в России, свои двери для участников программы открыли Театр имени Ленсовета, Пушкинский театральный центр и Театр имени В. Ф. Комиссаржевской.

Лариса Луппиан и другие звезды Петербурга устроили экскурсии по театрам | В декорационном цехе Театра им. Ленсовета. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В декорационном цехе Театра им. Ленсовета. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В этом году исполнилось 15 лет с тех пор, как сотрудники КГИОП в Международный день памятников и достопримечательных мест провели для горожан первые экскурсии по объектам культурного наследия. Спрос превзошел самые оптимистичные прогнозы. Чтобы экскурсии занимали не один день, а большую часть года, был придуман «Открытый город» - совместный проект Петербургского отделения ВООПИиК и КГИОП. Недавно к нему присоединилось федеральное Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.

Накануне нового сезона «Открытого города» в Смольном прошло специальное совещание о развитии этой программы. Ее финансирование в 2019 году увеличено до 19,8 млн рублей, что почти в два раза больше, чем в предыдущий год.

Сергей Макаров, председатель КГИОП, и Антон Иванов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, сообщили, что в 2019 году экскурсии и другие события состоятся на 150 объектах. На сайте программы зарегистрировались более 22 тысяч человек, в прошлом году на него было сделано 7 млн заходов.

* * *

Богатая истории у дома Корсаковых - Голицыных на Владимирском проспекте, 12, где с 1945 года работает Театр имени Ленсовета. Оно было построено 190 лет назад по проекту архитектора Андрея Михайлова 2-го. Классицистический фасад сочетался в нем с эклектичными интерьерами парадной лестницы, такой же анфиладой гостиных второго этажа, выходящей на Владимирский проспект, а также зимнего сада, бального зала и парадной столовой.

В 1860 году в особняке поселился Русский купеческий клуб, который оставил все как есть, только отгородил от бального зала небольшое пространство для рулеток. Поэтому иногда встречается название «Владимирский игорный дом». Там бывали известные своим азартом Достоевский и Некрасов.

В 1930-е годы здание перестраивалось для клубной работы. Бальный зал стал театральным, зимний сад - готическим фойе, столовая - главным фойе. Любопытно, что в 1974 году Игорь Владимиров, выпустивший свой первый актерский курс, решил построить для них Малую сцену. Пришлось опустить потолок главного фойе, кариатиды из интерьера исчезли навсегда. Во время экскурсии мы спросили у одного из сотрудников КГИОП: а сейчас такое возможно? И получили ответ: «Никогда!».

С 2007 года в исторических интерьерах ведется планомерная реставрация. В готическом фойе раскрыта витая чугунная колонна. В анфиладе заблистали богатые гипсовые украшения, восстановлено матовое и глянцевое золочение лепнины. Недавно была отреставрирована дверь с золочением сусальным золотом под тисненую кожу.

Экскурсия завершилась в гримерках театра, они расположены в дворовом флигеле. Раньше в крошечных комнатах обитала прислуга, потом служебный персонал купеческого клуба. Их не стали капитально перестраивать. Поэтому гримерки делятся демократично: народные и просто артисты готовятся к спектаклям вместе...

Трудно придумать лучшее место для Пушкинского театрального центра, чем дом Кочневой на набережной р. Фонтанки, 41. Он построен Луиджи Руска в начале XIX века. «Посмотрите на этих русалок», - начал экскурсию в зеркальном зале Владимир Рецептер, руководитель центра, - «скульптурный фриз создан Иваном Теребеневым в 1806 году, он современник Пушкина»...

Ауру подлинности подчеркивал и Леонид Алимов, главный режиссер Театра имени Комиссаржевской: «Посмотрите, вот подлинные люстры и перила, они были установлены в 1901 году, когда помещения концертного зала «Пассажа» приспосабливались для театра по проекту архитектора Сергея Козлова. Потом там два года работала труппа, которой руководила великая актриса. Сохранились два резных отделанных кожей кресла из ее рабочего кабинета. Они пережили блокаду».

Алимов напомнил одну историю. Владельцы магазинов в «Пассаже» предлагали Комиссаржевской разместить на занавесе свою рекламу. Она ответила, что не может играть «Чайку» среди вывесок сигар и шампанского.

Читайте также о том, что «Оптимистическая трагедия» получила «Золотую маску».

#театр #экскурсия #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6427) от 23.04.2019 под заголовком «Занавес без шампанского».


Комментарии