Лампа халифов, трофей крестоносцев
В Эрмитаже представили уникальный экспонат и не менее уникальную работу реставраторов - лампу из горного хрусталя, созданную египетскими мастерами в Х столетии.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
У этого экспоната нет аналогов не только среди почти двух сотен изделий из горного хрусталя в эрмитажной коллекции, но и в мире. Фрагменты близкой по форме стеклянной лампы того же времени создания хранятся лишь в одной из лучших частных коллекций мусульманского искусства - Халили в Лондоне.
Качество материала, уровень художественного декора не оставляют сомнения, что лампа изготовлена в придворных мастерских халифов. Изделия из горного хрусталя ценили не только египетские владыки, но и другие правители, например византийские императоры. Во время крестовых походов они оказывались в европейских, прежде всего церковных, сокровищницах.
В начале XVI века трофей крестоносцев оказался в Италии. Местные мастера сделали из лампы чашу. Вместо утраченной первоначальной подставки они создали новую - высокую хрустальную ножку в виде сплетенных фигур морских животных. Те же мастера выполнили и золотую с эмалью оправу лампы в виде головы морского чудовища, фигурок Нептуна и Амфитриты. В Эрмитаже хрустальная часть лампы и ее драгоценная оправа хранились отдельно.
Светильник не раз принимал участие в российских и зарубежных выставках. Интересно, что его атрибуция менялась. До 1930-х годов лампу считали египетской, потом иракской. И все же аргументы в пользу египетского происхождения памятника оказались весомее.
Реставрация лампы - совместный проект Эрмитажа и Дома Cartier. Работу выполняли специалисты лаборатории научной реставрации драгоценных металлов музея, где применяются современные научные и технические достижения, в том числе лазерные технологии.
Оправу лампы разобрали, удалили следы предыдущих реставраций, восстановили сломанные крепления. Загрязнения убрали с помощью лазерной очистки. Деформированные детали оправы, разрывы и трещины восполнили, применив лазерную сварку.
Отреставрированный экспонат займет место в постоянной экспозиции отдела Востока на третьем этаже Зимнего дворца.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5813) от 20.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии