Главная городская газета

Квартирник Захара

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Квартирник Захара | ФОТО aerogondo2/shutterstock.com

ФОТО aerogondo2/shutterstock.com

Писатель Захар Прилепин приехал в Петербург, чтобы провести «Квартирник» в ДК Ленсовета и поговорить со зрителями о наболевшем и о делах насущных.

Захара Прилепина можно назвать голосом поколения тридцатилетних, тех, кто взрослел в 1990-е годы, – об этом времени повествуют его рассказы и первые романы, проникнутые тогдашним ощущением вседозволенности и тревоги. К этому писателю с пиететом относятся не только молодые люди, но и старшее поколение. Его роман «Обитель», несомненно, станет одной из самых заметных книг десятилетия.

Но раньше он зарекомендовал себя как талантливый биограф, выпустив книгу о Леониде Леонове. Теперь взялся за осмысление жизни и творчества советских поэтов: Анатолия Мариенгофа, Бориса Корнилова и Владимира Луговского. Книга должна появиться на прилавках магазинов через месяц.

Поэтам прошлого Захар Прилепин посвятил первую часть вечера. Человек с четко определенной гражданской позицией, он начал с рассуждений о том, что почти все литераторы XIX века воевали, считали своим долгом защищать родину: Державин, Карамзин, Батюшков, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Бестужев-Марлинский, разумеется, Лермонтов... «Все они переживали периоды вольнодумства, считали себя оппозиционерами, но при этом были ярыми патриотами», – убеждал Захар Прилепин.

Тема патриотизма, такая острая, даже болезненная сегодня, для него всегда была главной – в публицистических статьях и в социальных сетях он постоянно отстаивает позицию России на Украине и в мире.

На «Квартирнике» писатель много рассуждал о дружбе Мариенгофа и Есенина. Биографию своего земляка Сергея Есенина он тоже в скором времени напишет, работа вовсю кипит. «Уже в десятилетнем возрасте я по пять часов читал стихи Есенина», – признался Прилепин. Вспомнил, как в студенческие годы собственноручно печатал антологию поэтов Серебряного века: футуристов, символистов, имажинистов... К поэзии всегда тянулась душа, но сам стихов не сочинял – только песни.

На протяжении всего вечера зрители передавали записки из зала. Спрашивали про «Обитель»: как он решился взяться за такой труд? Прилепин ответил, что под впечатлением поездки на территорию бывших лагерей собрал всю литературу о том времени и тех местах – читал непрерывно два с половиной года. Роман писался на одном дыхании. «Я записывал за тем, что чуть больше, чем мое сознание, ни одной сцены не переписывал: записал один раз – и все».

Спрашивали о недооцененных советских писателях Валентине Катаеве и Леониде Леонове. Но, по мнению Прилепина, далеко не только они оказались незаслуженно забыты: «Был выброшен целый пласт литературы, на которой надо воспитывать молодое поколение, – это литература удивительной мощи о великом трудовом подвиге».

Из современников, считает писатель, недооценены петербуржцы Сергей Носов, Павел Крусанов и Александр Секацкий. Их надо больше читать, награждать, обсуждать.

На вопрос о будущем России, от которого ни одному писателю не отвертеться, Прилепин процитировал Дмитрия Лихачева: «Истинный русский прогресс – это стремление быть как «передние князи». Он все ответы советовал искать в древнерусской литературе. По его словам, ее важное качество – «это восхищение и завороженность не только пространством русской земли – горизонтальная линия, которую они прочерчивают от края до края русской земли, но и восхищение предыдущей историей, ошеломительными князьями, их дружиной, богатырскими подвигами. Эта вертикаль и горизонталь создают некий крест: когда наше пространство и наше прошлое освящают нас и строят нашу судьбу».

Разговор получился неровным, порой путаным. С переходом от одной темы к другой: от Древней Руси к нашему веку, от поэтов позапрошлого столетия до нового политического персонажа, которого вывел на авансцену кинорежиссер Алексей Балабанов. Но в этом, очевидно, суть любого квартирника: просто поговорить обо всем по-дружески, пусть даже изредка срываясь на патриотический пафос. Сегодня Захар Прилепин воплощает тот тип русского писателя, для которого вне Отечества невозможно творчество, а значит, смысл жизни.

Завершился вечер концертом Захара Прилепина и группы «Элефанк» – в лучших традициях русского рока, мощно и здорово.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook