Квартирник Захара

Писатель Захар Прилепин приехал в Петербург, чтобы провести «Квартирник» в ДК Ленсовета и поговорить со зрителями о наболевшем и о делах насущных.

Квартирник Захара | ФОТО aerogondo2/shutterstock.com

ФОТО aerogondo2/shutterstock.com

Захара Прилепина можно назвать голосом поколения тридцатилетних, тех, кто взрослел в 1990-е годы, – об этом времени повествуют его рассказы и первые романы, проникнутые тогдашним ощущением вседозволенности и тревоги. К этому писателю с пиететом относятся не только молодые люди, но и старшее поколение. Его роман «Обитель», несомненно, станет одной из самых заметных книг десятилетия.

Но раньше он зарекомендовал себя как талантливый биограф, выпустив книгу о Леониде Леонове. Теперь взялся за осмысление жизни и творчества советских поэтов: Анатолия Мариенгофа, Бориса Корнилова и Владимира Луговского. Книга должна появиться на прилавках магазинов через месяц.

Поэтам прошлого Захар Прилепин посвятил первую часть вечера. Человек с четко определенной гражданской позицией, он начал с рассуждений о том, что почти все литераторы XIX века воевали, считали своим долгом защищать родину: Державин, Карамзин, Батюшков, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Бестужев-Марлинский, разумеется, Лермонтов... «Все они переживали периоды вольнодумства, считали себя оппозиционерами, но при этом были ярыми патриотами», – убеждал Захар Прилепин.

Тема патриотизма, такая острая, даже болезненная сегодня, для него всегда была главной – в публицистических статьях и в социальных сетях он постоянно отстаивает позицию России на Украине и в мире.

На «Квартирнике» писатель много рассуждал о дружбе Мариенгофа и Есенина. Биографию своего земляка Сергея Есенина он тоже в скором времени напишет, работа вовсю кипит. «Уже в десятилетнем возрасте я по пять часов читал стихи Есенина», – признался Прилепин. Вспомнил, как в студенческие годы собственноручно печатал антологию поэтов Серебряного века: футуристов, символистов, имажинистов... К поэзии всегда тянулась душа, но сам стихов не сочинял – только песни.

На протяжении всего вечера зрители передавали записки из зала. Спрашивали про «Обитель»: как он решился взяться за такой труд? Прилепин ответил, что под впечатлением поездки на территорию бывших лагерей собрал всю литературу о том времени и тех местах – читал непрерывно два с половиной года. Роман писался на одном дыхании. «Я записывал за тем, что чуть больше, чем мое сознание, ни одной сцены не переписывал: записал один раз – и все».

Спрашивали о недооцененных советских писателях Валентине Катаеве и Леониде Леонове. Но, по мнению Прилепина, далеко не только они оказались незаслуженно забыты: «Был выброшен целый пласт литературы, на которой надо воспитывать молодое поколение, – это литература удивительной мощи о великом трудовом подвиге».

Из современников, считает писатель, недооценены петербуржцы Сергей Носов, Павел Крусанов и Александр Секацкий. Их надо больше читать, награждать, обсуждать.

На вопрос о будущем России, от которого ни одному писателю не отвертеться, Прилепин процитировал Дмитрия Лихачева: «Истинный русский прогресс – это стремление быть как «передние князи». Он все ответы советовал искать в древнерусской литературе. По его словам, ее важное качество – «это восхищение и завороженность не только пространством русской земли – горизонтальная линия, которую они прочерчивают от края до края русской земли, но и восхищение предыдущей историей, ошеломительными князьями, их дружиной, богатырскими подвигами. Эта вертикаль и горизонталь создают некий крест: когда наше пространство и наше прошлое освящают нас и строят нашу судьбу».

Разговор получился неровным, порой путаным. С переходом от одной темы к другой: от Древней Руси к нашему веку, от поэтов позапрошлого столетия до нового политического персонажа, которого вывел на авансцену кинорежиссер Алексей Балабанов. Но в этом, очевидно, суть любого квартирника: просто поговорить обо всем по-дружески, пусть даже изредка срываясь на патриотический пафос. Сегодня Захар Прилепин воплощает тот тип русского писателя, для которого вне Отечества невозможно творчество, а значит, смысл жизни.

Завершился вечер концертом Захара Прилепина и группы «Элефанк» – в лучших традициях русского рока, мощно и здорово.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5562) от 09.10.2015.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?