Кваренги среди колонн

В этом году исполнилось двести лет со дня смерти Джакомо Кваренги. Эрмитаж отметил дату выставкой в Двенадцатиколонном зале.

Кваренги среди колонн | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Все, что мы здесь собрали, посвящено Петербургу и его окрестностям, - рассказывает куратор выставки Елена Орехова. - Это чертежи и рисунки самого Кваренги, а также художников близкого ему круга. В основном мы показываем известные вещи. Впервые представлен только рисунок, который приехал из Национального архива в Хельсинки. Он происходит из коллекции барона Николаи. В годы Второй мировой войны из «Монрепо» он попал в Финляндию.

О Кваренги, кажется, известно все. Родился в провинции Бергамо, учился живописи у местных художников, затем в Риме, но архитектура взяла верх. Тридцатишестилетним по приглашению императрицы Екатерины II приехал в Россию, служил трем императорам, скончался в Петербурге, прах его покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Наш город многим обязан Кваренги. Филипп Вигель, один из самых известных русских мемуаристов, автор популярных в XIX веке «Записок», писал о нем: «Это человек, соединивший знания и вкус. Его творения более всего украсили Петербург».

На выставке представлены интерьеры Зимнего дворца, Эрмитажного театра, общественные постройки. Кваренги много строил в загородных резиденциях, это отразилось в рисунках с видами окрестностей Петербурга: Царское Село, Петергоф, Павловск.

Интерес вызывают проекты зданий, не дошедших до наших дней, как и те, что принесли огорчения зодчему: исчезли Английский дворец в Английском парке Петергофа и четыре небольшие церкви в пригороде. Еще при жизни Кваренги Биржа на Васильевском острове была разобрана и уступила место постройке Тома де Томона. Того же архитектора предпочли для перестройки Большого Каменного театра.

Архитектурные проекты совершенны, но холодны. Особое впечатление производит большая часть наследия Кваренги - его рисунки. Он был блестящим рисовальщиком. Об этом говорят виды Петербурга и его окрестностей, фантазийные пейзажи, где вымысел переплетается с реальностью. Кваренги рисовал не только собственные постройки, но и выдающиеся, с его точки зрения, строения других зодчих.

Особый раздел выставки - портреты Кваренги. В основном это шаржи. Он был популярной фигурой у художников-современников. Поводом для шаржей служила малопривлекательная внешность архитектора, его недовольство строительством нового здания Биржи, привычка носить награды. На рисунках Кваренги ловит рыбу, сидя верхом на черепахе, отдыхает, стреляет из лука...

На выставке представлено сто работ Кваренги из Эрмитажа, Музея истории города, ГМЗ «Павловск», ГМИИ им. Пушкина, Музея архитектуры им. Щусева, итальянских архивов и библиотек.

#Джакомо Кваренги #Двенадцатиколонный зал #выставка

Комментарии