Главная городская газета

«Квадрату» полвека

  • 08.12.2014
  • Георгий Васюточкин
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
«Квадрату» полвека | ФОТО Furtseff /shutterstock.com

ФОТО Furtseff /shutterstock.com

«Квадрат» – петербургский клуб, объединяющий джазовых музыкантов и искушенных ценителей этой музыки, – отмечает 50-летие своего существования. 10 и 11 декабря в кинотеатре «Колизей» пройдут два вечера, посвященных этому юбилею.

Художественная жизнь движется по законам, родственным общим физическим законам природы. Ее обновление не монотонный процесс, а чередование периодов накопления нового в недрах старой парадигмы и почти внезапного перехода в состояние с иными физическими параметрами...

В истории нашей культуры каждая новая фаза музыкального, литературного или художественного творчества утверждалась не иначе как с появлением особых творческих объединений, оформляющих и утверждающих отдельные элементы нового качества в целостном мировоззрении. Вспомним о роли «Могучей кучки» в становлении национального музыкального искусства, Товарищества передвижников – в изобразительном искусстве, объединения «Мир искусств» – в становлении отечественного модерна, а позже группы ОБЭРИУ (20-е – начало 30-х годов ХХ века) – в новой поэзии.

«Квадрат», организационно оформившийся на излете оттепели, в конце 1964 года, ввел джазовую музыку в обиход нашей культурной повседневности.

Не говоря о гонениях на джаз в последние годы жизни Сталина, вспомним, что и в течение целого десятилетия (1953 – 1963 гг.) в Ленинграде существовали отдельные личности, избравшие подлинный джаз делом собственной жизни, и даже хороший оркестр, игравший на вечерах танцев, но место джаза в жизни горожан-ленинградцев было более чем второстепенным. Константин Носов и Геннадий Гольштейн, Орест Кандат и Алексей Канунников, Станислав Пожлаков и Марк Виноградов, Виталий Понаровский и Валерий Мысовский – эти наши первопроходцы исподволь приближали тот «переход вещества в новое агрегатное состояние», в котором джаз утвердился на правах постоянно востребованной музыкальной компоненты.

Конечно, были и замечательный клуб «Д-58», учрежденный волевым порывом двадцатилетних Наума Каждана и Вадима Юрченкова при поддержке более зрелых Владимира Фейертага, Ефима Барбана и Валерия Мысовского, и пришедший ему на смену джаз-клуб ЛГУ (1961 – 1964 гг.) во главе с Юрием Вихаревым, и шедшие в кильватере университетского клубы ЛЭТИ и «Камертон». Но их клубные акции воспринимались горожанами как отдельные праздничные события.

«Квадрат» утвердился в Ленинграде на правах систематически функционировавшего просветительского джазового центра. Этот клуб провел два первых фестиваля джазовой музыки, по итогам которых десятки музыкантов-любителей легализовались и получили работу в государственных учреждениях культуры. Этот клуб стал первым в советской стране официальным распространителем джазовой эстетики и первым образовательным институтом, систематически знакомившим слушателей с историей джазовых стилей и творчеством самых знаменитых зарубежных музыкантов и композиторов.

Именно «Квадрат» стал выпускать разрешенный к изданию рукописный журнал с материалами о джазовой жизни за рубежом и в Советском Союзе. На лекциях-концертах и в больших концертных программах «Квадрата» в домах культуры и городских молодежных кафе набирались опыта выступавшие там молодые инструменталисты. Из их числа выдвинулись в лицевой ряд отечественного джаза Давид Голощекин и Игорь Бутман, Михаил Костюшкин и Олег Кувайцев, Роман Кунсман и Станислав Стрельцов, Олег Куценко и Александр Беренсон, Михаил Чернов и Вячеслав Гайворонский, Владимир Лыткин и Анатолий Фомин, Александр Гуреев и Александр Машин... А преданные джазу лекторы, выступавшие в течение четверти века в лекционных абонементах «Квадрата», стали авторами книг о джазе, давно исчезнувших с магазинных прилавков.

Решением совета «Квадрата» было учреждено звание «Почетный член клуба», присваивавшееся за особые заслуги в сфере распространения джазового искусства. Первыми обладателями этого звания стали такие титаны джаза, как Дюк Эллингтон и Дэйв Брубек.

И в дни полувекового юбилея – наша благодарная память бессменному президенту клуба истинному подвижнику джаза – Натану Лейтесу и его верному помощнику и другу Виталию Шепшелевичу. Увы, им не довелось дожить до нашего праздника.

«Квадрат» продолжает свою миссию – уже в новом веке, новой стране и с новым поколением добровольных рекрутов джаза.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook