Кутерьма на лестнице

В музее-заповеднике «Гатчина» завершилась веселая «Новогодняя кутерьма». «Меню» популярного зимнего фестиваля, адресованного детям и взрослым, традиционно включало экскурсии, мастер-классы, зимние забавы и многое другое. Тот, кто предпочел концерты в только что восстановленном театральном зале Гатчинского дворца, в числе первых увидел отреставрированную Мраморную лестницу - один из самых торжественных интерьеров Арсенального каре.

Кутерьма на лестнице | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Стоит напомнить, что в ушедшем году Гатчинскому дворцу исполнилось 250 лет.

В мае для посетителей открылась и стала частью экскурсии по парадным залам дворца Греческая галерея. Из нее можно попасть в Светлый переход, оттуда в Ротонду под гербом и далее на Мраморную лестницу.

В Светлом переходе прохладно. Панорамное отверстие в полу демонстрирует конструкцию арки, некогда соединявшей плац с Собственным садом.

В имперской Ротонде под гербом много лепных украшений, в том числе геральдических орлов. Снимки на стенде напоминают, в каком состоянии была Ротонда после войны. Свою лепту внес и НИИ, в послевоенное время квартировавший в дворцовых помещениях. Были прорублены лишние двери, отделка пострадала от протечек. Рельефы под потолком были почти полностью утрачены. Как рассказывает хранитель фонда скульптуры музея-заповедника Ирина Беляева, обмерные чертежи не сохранились. Лепной декор восстанавливался по фотографиям. На восстановление четырех гипсовых аллегорических рельефов ушел год. Фотографии были настолько несовершенны, что проектировщики допускали ошибки. Например, один из пяти амурчиков - путти, символизирующих охоту, вместо утки держал голубей. Пришлось искать дополнительную литературу, снимки лучшего качества, аналоги изображений.

С 1918 года в нише Ротонды стоял бюст Николая I работы Витали. В коллекции ГМЗ «Гатчина» сохранилось немного предметов, исторически располагавшихся во дворце. В их числе бюст того же императора предположительно работы Нартова. Бюст крупнее, но в нише встал хорошо. Из «родных» Ротонде предметов вернулся пьедестал красного порфира. Он отреставрирован, место стоявшей на нем и утраченной вазы заняла другая, тоже порфировая.

В театральный зал, а значит, и в Ротонду, публика попадает не по парадной анфиладе, а поднимаясь по Мраморной лестнице.

Лестница, расположена на пересечении Центрального дворцового корпуса и Арсенального каре.

В свое время архитектор Роман Кузьмин по замыслу Николая I преобразил Арсенальное каре, придав ему благородное совершенство.

До наших дней от торжественного интерьера Мраморной лестницы мало что сохранилось. Бомба обрушила кровлю, чердачные перекрытия, центральный марш лестницы. После войны лестница утратила исторический вид: были утеряны чугунные ограждения, обветшала облицовка стен, колонн... Лепной декор сохранился частично. Карниз, двуглавые орлы и путти находились в аварийном состоянии. Мрамор лестницы был закрашен масляной краской.

Иконографического материала для восстановления сохранилось немного: акварели Гау, где запечатлены самые важные интерьеры, и черно-белые фотографии начала ХХ века и времени, когда дворец был освобожден.

Реставраторы расчищали кладку стен, отделку колонн, сводов. «Лечили» кирпич, старались разгадать состав и обнаружить цвет исторического покрытия. В скульптурных мастерских по сохранившимся деталям восполнялась лепнина, мраморные ступени. По уцелевшим фрагментам отливались чугунные секции ограждений. В отделке стен вестибюля, галереи и фойе использован искусственный мрамор, по цвету и рисунку соответствующий историческому.

Сотрудники музея подобрали предметы, близкие тем, что украшали интерьер Мраморной лестницы. В ниши на верхней площадке вернулись пьедесталы из яшмы редкого серо-голубого цвета. Место утраченных во время войны ваз заняли похожие, на время предоставленные ГМЗ «Петергоф».

Итог важному этапу реставрационных работ Гатчинского дворца подвел директор музея-заповедника Василий Панкратов. Он сказал, что во дворце теперь появится отдельная входная зона для групп посетителей. Они будут попадать в парадные залы дворца через Арсенальное каре по Мраморной лестнице. Для одиночных посетителей сохранится прежний маршрут.

Отреставрированы фасады дворовой части каре. С наступлением тепла там завершатся работы по благоустройству. В ближайших планах реставрация комнат Николая I на первом этаже Арсенального каре, а затем и покоев императрицы. Потребуется год-полтора, чтобы восстановить эту часть дворца. Вместе с Собственным садом она составит отдельный экскурсионный маршрут.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5864) от 10.01.2017.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?