Курс на высокую комедию

Спрашивать Виктора МИНКОВА, директора и художественного руководителя театра «Приют Комедианта», когда его театр наконец откроется после ремонта, – лишнее. Во всех окнах растяжки: «Открываемся в апреле!». Минков из своих 45 лет (вот сегодня и исполняется) руководит театром 20 лет, то есть почти полжизни, и уверяет, что, обновленный, он будет «несколько иным».

Курс на высокую комедию | ФОТО предоставлено театром «Приют Комедианта»

ФОТО предоставлено театром «Приют Комедианта»

– Виктор, в театре вовсю ремонт – как идут работы?

– Тяжело. К сожалению, есть проблемы со сроками, много вопросов по качеству, какие-то вещи подрядчику приходится переделывать... Но я надеюсь, что в конце апреля мы откроемся, и это будет внешне совершенно другой формат.

Чисто архитектурно конфигурация особенно не изменится, потому что в здании менять что-то кардинально невозможно, хотя это здание не «КГИОПовское». Я бы разделил наш капремонт и реконструкцию на две части. Первая: здание действительно было уже настолько старое, что его обязательно надо было обновить, сделать с нуля все коммуникации – отопление, электрику, водоснабжение...


– В общем, всю эту скуку, которую зритель все равно не оценит.

– Безусловно. Но второе – оценит. У большинства театров «свой зритель» – тот, кто приходит в «свой театр», приблизительно зная, чего ему здесь ждать. Ему и нравится оказываться в более-менее привычной «обстановке». «Приют Комедианта» в городе воспринимается совершенно иначе: от любой нашей премьеры, любой акции зритель никогда не знает, чего ждать. У нас тоже «свой зритель» – как раз тот, которому нравится «не знать», что ему приготовили. И обновленный театр тоже будет таким... «неожиданным»: из того старого уютного домика, который все знают, превратится в уютный современный модный домик. И мы не будем ограничиваться только спектаклями.


– Что вы имеете в виду?

– Театр будет работать не только вечером на спектакле. Он будет открыт для зрителя практически круглосуточно. Представьте себе: театральное кафе, где для вас, посетителя, будут разные приятные мелочи вроде бесплатного вайфая или литературы, которую вам по заказу доставят прямо в театр. Или, допустим, не спится – можно прийти сюда ночью и посмотреть видео какого-нибудь прогремевшего спектакля, российского или зарубежного. Бесплатно. Мы планируем проводить в театре кинофестивали – можно сказать, это реверанс прошлой жизни нашего здания на Садовой, где когда-то располагался кинотеатр «Сатурн».


– Ну и замах...

– Просто хочется сделать классное, модное, творческое место в городе. Событийный туризм развивается, тем более сейчас, когда мы видим прирост внутреннего туризма в Петербург. И, кстати, в силу высокого курса валюты прирастает и внешний туризм: иностранцам стало гораздо дешевле к нам ездить. Так что следующий естественный шаг в нашем театре – на всех спектаклях будет обязательный перевод бегущей строкой. Чтобы иностранный зритель мог пойти в Петербурге не только на оперу и балет, но и на драматический спектакль.


– Кстати о спектаклях – что готовите?

– Вот уже на днях начинает репетиции ученица Сергея Женовача замечательный московский режиссер Марфа Горвиц (лауреат «Золотой маски». – Ред.) – она стала известна своим спектаклем «Золушка», только что сделала большой спектакль в «Современнике» с Лией Ахеджаковой «Мой внук Вениамин». А у нас ставит пьесу Юлии Тупикиной под названием «Офелия боится воды». В главной роли – блистательная петербургская актриса Ирина Леонидовна Соколова, народная артистка России. Еще один спектакль – по «Мандрагоре» Макиавелли в постановке Искандера Сакаева. Потом мы сговорились с известным петербургским режиссером Семеном Серзиным, номинантом молодежной театральной премии «Прорыв», – он будет делать, ни много ни мало, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина...


– Ну вы и режиссера Богомолова не постеснялись пригласить. А у нас в городе «неблагонадежные» спектакли срывают, в театр Льву Абрамовичу Додину голову свиньи подбросили.

– Я не боюсь экспериментов. Цивилизованный код никто не отменял, в Петербурге гораздо больше приличных людей, чем тех, кто «подкладывает свинью», в любом смысле слова. Кстати, у нас ведь Павел Грязнов, ученик Льва Додина, делает спектакль «Последний пылкий влюбленный» с классными артистами – Еленой Калининой и Геннадием Смирновым.

В целом театр «Приют Комедианта» заявляет свой курс на высокую комедию. Она будет стержнем, на котором будет строиться репертуар.


– Прямо вот так определенно?

– Вы знаете, мир сейчас хаотичен, жесток, злобен – мне хочется, чтобы люди, которые пришли в наш, уже современный, обновленный театр, могли согреться. Наверное, это будет первый театр, который себя позиционирует не только как любимый, но и как любящий.


– Вы еще и один из инициаторов фестивалей – вполне долгоиграющих...

– Да, вот-вот состоится очередное вручение молодежной театральной премии «Прорыв», международный фестиваль «Петербургский театральный сезон» в этом году пройдет уже в 10-й раз – в этом году нас принимают Афины, Национальный театр. Главный театр Греции отдает сцену для четырех петербургских спектаклей. Развивается известный городской проект «Детский Петербург», который путешествует по миру. В общем, нас ждут большие дела.


– Я про ремонт-то почему спросила: казалось, что если все у вас так ловко выходит, то и это бедствие...

– Ох... Ремонт идет уже 9 месяцев, гораздо дольше, чем планировалось. Но это тоже хороший опыт. Я ведь за 20 лет руководства театром привык, что ниточки дергаются и как-то все уже налажено, что я худо-бедно «понимаю процесс». А вот ремонт оказался тем процессом, который не подвластен мне до сих пор.


– Он никому не подвластен.

– В этой сфере работает немножко не свойственная мне «психология». Понимаете, для меня сделать работу в срок – это «нормально». А не сделать – «не нормально». А здесь действует принцип: если работа сделана, клиент должен ахать, охать и миллион раз благодарить, а если не сделана... Это будто бы тоже такой вариант нормы: «Ну и так бывает».

Мне 45 лет, какой-то опыт есть в жизни. Конечно, многое я делаю по наитию – приглашаю того или иного режиссера, делаю тот или иной проект, выбираю артистов на спектакль. Но опыт управленческий-то никуда не денешь, и человеческий тоже. Еще в детстве заложили: черное – это черное, и когда мне говорят, что это почти белое, я начинаю немножко злиться... Хотя я злюсь сдержанно, но все равно буду прикладывать все усилия, чтобы, как говорил Лев Николаевич Толстой, все было так, как должно быть, даже если будет иначе.


– Получается?

– Ну, не всегда. Но у меня ведь замечательная команда. Александр Березовиков, Алексей Смокотов, Елена Елфимова, Алексей Беляков. Практически все – «выращенные».


– А готовых «не делают» в соответствующих вузах?

– Делают, но выращенные – это как твои дети. С некоторыми у меня понимание с полувзгляда. Одна группа крови. Я ведь, по существу, одного не приемлю – равнодушия: мое «окошко интереса» сразу к такому человеку закрывается. Я люблю в людях перфекционизм, силу, энергию, желание добиваться серьезных целей. Мне с такими интересно.


– Говоря о команде, вы говорите об административной части. Как известно, в театре нет ни одного актера в штате. Кто-нибудь из российских театров по вашим стопам пошел?

– Мы стали первым государственным репертуарным театром без постоянной труппы. Да и сейчас таких театров – повторю, государственных – в стране всего два. Мне очень приятно, что тем же путем, что и мы, пошел в Москве Театр наций под руководством Евгения Миронова, и он процветает.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.


Комментарии