Курс на высокую комедию

Спрашивать Виктора МИНКОВА, директора и художественного руководителя театра «Приют Комедианта», когда его театр наконец откроется после ремонта, – лишнее. Во всех окнах растяжки: «Открываемся в апреле!». Минков из своих 45 лет (вот сегодня и исполняется) руководит театром 20 лет, то есть почти полжизни, и уверяет, что, обновленный, он будет «несколько иным».

Курс на высокую комедию | ФОТО предоставлено театром «Приют Комедианта»

ФОТО предоставлено театром «Приют Комедианта»

– Виктор, в театре вовсю ремонт – как идут работы?

– Тяжело. К сожалению, есть проблемы со сроками, много вопросов по качеству, какие-то вещи подрядчику приходится переделывать... Но я надеюсь, что в конце апреля мы откроемся, и это будет внешне совершенно другой формат.

Чисто архитектурно конфигурация особенно не изменится, потому что в здании менять что-то кардинально невозможно, хотя это здание не «КГИОПовское». Я бы разделил наш капремонт и реконструкцию на две части. Первая: здание действительно было уже настолько старое, что его обязательно надо было обновить, сделать с нуля все коммуникации – отопление, электрику, водоснабжение...


– В общем, всю эту скуку, которую зритель все равно не оценит.

– Безусловно. Но второе – оценит. У большинства театров «свой зритель» – тот, кто приходит в «свой театр», приблизительно зная, чего ему здесь ждать. Ему и нравится оказываться в более-менее привычной «обстановке». «Приют Комедианта» в городе воспринимается совершенно иначе: от любой нашей премьеры, любой акции зритель никогда не знает, чего ждать. У нас тоже «свой зритель» – как раз тот, которому нравится «не знать», что ему приготовили. И обновленный театр тоже будет таким... «неожиданным»: из того старого уютного домика, который все знают, превратится в уютный современный модный домик. И мы не будем ограничиваться только спектаклями.


– Что вы имеете в виду?

– Театр будет работать не только вечером на спектакле. Он будет открыт для зрителя практически круглосуточно. Представьте себе: театральное кафе, где для вас, посетителя, будут разные приятные мелочи вроде бесплатного вайфая или литературы, которую вам по заказу доставят прямо в театр. Или, допустим, не спится – можно прийти сюда ночью и посмотреть видео какого-нибудь прогремевшего спектакля, российского или зарубежного. Бесплатно. Мы планируем проводить в театре кинофестивали – можно сказать, это реверанс прошлой жизни нашего здания на Садовой, где когда-то располагался кинотеатр «Сатурн».


– Ну и замах...

– Просто хочется сделать классное, модное, творческое место в городе. Событийный туризм развивается, тем более сейчас, когда мы видим прирост внутреннего туризма в Петербург. И, кстати, в силу высокого курса валюты прирастает и внешний туризм: иностранцам стало гораздо дешевле к нам ездить. Так что следующий естественный шаг в нашем театре – на всех спектаклях будет обязательный перевод бегущей строкой. Чтобы иностранный зритель мог пойти в Петербурге не только на оперу и балет, но и на драматический спектакль.


– Кстати о спектаклях – что готовите?

– Вот уже на днях начинает репетиции ученица Сергея Женовача замечательный московский режиссер Марфа Горвиц (лауреат «Золотой маски». – Ред.) – она стала известна своим спектаклем «Золушка», только что сделала большой спектакль в «Современнике» с Лией Ахеджаковой «Мой внук Вениамин». А у нас ставит пьесу Юлии Тупикиной под названием «Офелия боится воды». В главной роли – блистательная петербургская актриса Ирина Леонидовна Соколова, народная артистка России. Еще один спектакль – по «Мандрагоре» Макиавелли в постановке Искандера Сакаева. Потом мы сговорились с известным петербургским режиссером Семеном Серзиным, номинантом молодежной театральной премии «Прорыв», – он будет делать, ни много ни мало, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина...


– Ну вы и режиссера Богомолова не постеснялись пригласить. А у нас в городе «неблагонадежные» спектакли срывают, в театр Льву Абрамовичу Додину голову свиньи подбросили.

– Я не боюсь экспериментов. Цивилизованный код никто не отменял, в Петербурге гораздо больше приличных людей, чем тех, кто «подкладывает свинью», в любом смысле слова. Кстати, у нас ведь Павел Грязнов, ученик Льва Додина, делает спектакль «Последний пылкий влюбленный» с классными артистами – Еленой Калининой и Геннадием Смирновым.

В целом театр «Приют Комедианта» заявляет свой курс на высокую комедию. Она будет стержнем, на котором будет строиться репертуар.


– Прямо вот так определенно?

– Вы знаете, мир сейчас хаотичен, жесток, злобен – мне хочется, чтобы люди, которые пришли в наш, уже современный, обновленный театр, могли согреться. Наверное, это будет первый театр, который себя позиционирует не только как любимый, но и как любящий.


– Вы еще и один из инициаторов фестивалей – вполне долгоиграющих...

– Да, вот-вот состоится очередное вручение молодежной театральной премии «Прорыв», международный фестиваль «Петербургский театральный сезон» в этом году пройдет уже в 10-й раз – в этом году нас принимают Афины, Национальный театр. Главный театр Греции отдает сцену для четырех петербургских спектаклей. Развивается известный городской проект «Детский Петербург», который путешествует по миру. В общем, нас ждут большие дела.


– Я про ремонт-то почему спросила: казалось, что если все у вас так ловко выходит, то и это бедствие...

– Ох... Ремонт идет уже 9 месяцев, гораздо дольше, чем планировалось. Но это тоже хороший опыт. Я ведь за 20 лет руководства театром привык, что ниточки дергаются и как-то все уже налажено, что я худо-бедно «понимаю процесс». А вот ремонт оказался тем процессом, который не подвластен мне до сих пор.


– Он никому не подвластен.

– В этой сфере работает немножко не свойственная мне «психология». Понимаете, для меня сделать работу в срок – это «нормально». А не сделать – «не нормально». А здесь действует принцип: если работа сделана, клиент должен ахать, охать и миллион раз благодарить, а если не сделана... Это будто бы тоже такой вариант нормы: «Ну и так бывает».

Мне 45 лет, какой-то опыт есть в жизни. Конечно, многое я делаю по наитию – приглашаю того или иного режиссера, делаю тот или иной проект, выбираю артистов на спектакль. Но опыт управленческий-то никуда не денешь, и человеческий тоже. Еще в детстве заложили: черное – это черное, и когда мне говорят, что это почти белое, я начинаю немножко злиться... Хотя я злюсь сдержанно, но все равно буду прикладывать все усилия, чтобы, как говорил Лев Николаевич Толстой, все было так, как должно быть, даже если будет иначе.


– Получается?

– Ну, не всегда. Но у меня ведь замечательная команда. Александр Березовиков, Алексей Смокотов, Елена Елфимова, Алексей Беляков. Практически все – «выращенные».


– А готовых «не делают» в соответствующих вузах?

– Делают, но выращенные – это как твои дети. С некоторыми у меня понимание с полувзгляда. Одна группа крови. Я ведь, по существу, одного не приемлю – равнодушия: мое «окошко интереса» сразу к такому человеку закрывается. Я люблю в людях перфекционизм, силу, энергию, желание добиваться серьезных целей. Мне с такими интересно.


– Говоря о команде, вы говорите об административной части. Как известно, в театре нет ни одного актера в штате. Кто-нибудь из российских театров по вашим стопам пошел?

– Мы стали первым государственным репертуарным театром без постоянной труппы. Да и сейчас таких театров – повторю, государственных – в стране всего два. Мне очень приятно, что тем же путем, что и мы, пошел в Москве Театр наций под руководством Евгения Миронова, и он процветает.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.