Курентзис удивляющий

Концерт дирижера Теодора Курентзиса и его пермского оркестра MusicAeterna в Большом зале Филармонии открыл музыкальную часть международного фестиваля «Дягилев. P. S.»

Курентзис удивляющий | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Выступления Теодора Курентзиса со своими музыкантами стали на протяжении последних нескольких лет обязательным ритуалом для петербургских меломанов и прочих культурных модников. Но в отличие, например, от Григория Соколова, собирающего аншлаги в Большом зале Филармонии раз в году, Теодор Курентзис дает концерты и в Москве, и в Перми несколько раз в сезоне. И если до сих пор его главной площадкой был Большой зал Филармонии, то в декабре к нему прибавится и Концертный зал Мариинского театра, где пермский оркестр Курентзиса исполнит Седьмую симфонию Шостаковича. Правда, в этом «пермском» оркестре на важных позициях бывают столько музыкантов из Москвы и Петербурга, что впору называть его как-нибудь «пермско-российским».

Публика, которая стремится попасть на выступления Курентзиса, во многом схожа с той, что заполняет первые ряды партера и на сольных концертах Григория Соколова. Здесь можно встретить и золотую молодежь, и новых старых русских, и менеджеров среднего и высшего звена из самых разных сфер - от строительной до театральной. С недавних пор Курентзиса приняли и многие меломаны старой ленинградской закалки - те, которые поначалу были к нему крайне недоверчивы. Курентзис в силах дать ощущение так называемой свежести восприятия, сбросить возраст музыке, которой и 300, и 200, и 100 лет. За это его даже окрестили «спасителем классической музыки». Как он это делает - не столько «большой секрет», тайна его дирижерской алхимии, сколько и вполне очевидные манеры, рвущие связи с условностями. Он не стоит за пультом спокойно - он непрестанно вертится в разных темпах, а иногда и пританцовывает. Сегодня в мире можно наблюдать немало дирижеров, ведущих себя за пультом не так строго, как полвека назад. Они ведут себя свободно ради того, чтобы извлечь из оркестра нужные краски, максимально глубоко раскрыть партитуру. Но Курентзис отличается и на фоне таких активных, а также еще и выходит в смелых неформальных штанах в обтяжку, в клубной свободного кроя рубахе с высоким горлом с пуговицами сзади и эффектными манжетами. Иногда заплетает волосы в два маленьких хвостика, экспериментирует с прической. Словом, разумеется, привлекает не только его демоническая внешность и харизма, но главное - оркестр, который и заставляет тянуться к этому чуду.

Явление Теодора Курентзиса тем и ценно, что вызывает споры о том, как можно и как нельзя. На его концертах публика полной грудью ощущает воздух свободы, а потому готова внимать, что бы он ни играл. Курентзисом сильно заинтересовались и в Европе, в особенности после выступления его со своим оркестром на минувшем Зальцбургском фестивале, где они участвовали, в частности, в премьерной постановке оперы «Милосердие Тита» Моцарта. Он как мало какой другой сегодня дирижер в силу особенностей своего характера и темперамента ставит ребром вопрос: почему музыку нельзя дирижировать так, как хочется и как она могла бы звучать еще интереснее? Разве есть такие писаные законы, требующие дирижировать только так, если от этого музыка превращается в музей? А вдруг ей от «другого взгляда» будет только лучше, она лишится академической одышки и в самом деле заживет другой полнокровной жизнью? В конце концов, ноты - всего лишь код, который в силах расшифровать художник с мощной интуицией. А победителей не судят.

Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга с посвящением «Памяти ангела» был написан в 1935-м в память о Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер, вдовы композитора Густава Малера. Солистка Патрисия Копачинская, музыкант круга Курентзиса, вышла в белом платье, к тому же босая, как чаще всего и играет, чтобы острее ощущать вибрацию и свободу от каких бы то ни было догм. И Патрисия, и Теодор представили это сочинение как серию призрачных видений, интимных лирических зарисовок, где самым ярким эпизодом оказался стилизованный баховский хорал. Он прозвучал настолько зримо, как матовый теплый свет в храме в тихую рождественскую ночь. Непростой язык концерта представителя знаменитой нововенской школы, замешанный на додекафонии, редко звучит в петербургских филармонических залах, и публика встретила его очень сдержанными аплодисментами. А вот после Первой симфонии Малера зал разразился уже шквалом оваций, дав понять, что высокая цена за билеты была заплачена не зря. В глаза бросались почти блаженные улыбки на лицах многих музыкантов, особенно струнников, игравших стоя... Музыканты играли так, будто и знать не знали, что их ждет за поворотом следующего такта, как если бы сочиняли сами свой большой симфонический роман. И потому таким естественным показался вполне заготовленный жест Натальи Метелицы, художественного руководителя «Дягилев. P. S.», объявившей о вручении Теодору Курентзису главного приза этого фестиваля - статуэтки «Удиви меня», который был вручен дирижеру председателем комитета по культуре Константином Сухенко. После чего благодарный Курентзис выдал большой бис - знаменитое истаивающее в небесах Адажиетто из Пятой симфонии Малера.

#Теодор Курентзис #оркестр MusicAeterna #филармония

Комментарии