Курентзис удивляющий

Концерт дирижера Теодора Курентзиса и его пермского оркестра MusicAeterna в Большом зале Филармонии открыл музыкальную часть международного фестиваля «Дягилев. P. S.»

Курентзис удивляющий | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Выступления Теодора Курентзиса со своими музыкантами стали на протяжении последних нескольких лет обязательным ритуалом для петербургских меломанов и прочих культурных модников. Но в отличие, например, от Григория Соколова, собирающего аншлаги в Большом зале Филармонии раз в году, Теодор Курентзис дает концерты и в Москве, и в Перми несколько раз в сезоне. И если до сих пор его главной площадкой был Большой зал Филармонии, то в декабре к нему прибавится и Концертный зал Мариинского театра, где пермский оркестр Курентзиса исполнит Седьмую симфонию Шостаковича. Правда, в этом «пермском» оркестре на важных позициях бывают столько музыкантов из Москвы и Петербурга, что впору называть его как-нибудь «пермско-российским».

Публика, которая стремится попасть на выступления Курентзиса, во многом схожа с той, что заполняет первые ряды партера и на сольных концертах Григория Соколова. Здесь можно встретить и золотую молодежь, и новых старых русских, и менеджеров среднего и высшего звена из самых разных сфер - от строительной до театральной. С недавних пор Курентзиса приняли и многие меломаны старой ленинградской закалки - те, которые поначалу были к нему крайне недоверчивы. Курентзис в силах дать ощущение так называемой свежести восприятия, сбросить возраст музыке, которой и 300, и 200, и 100 лет. За это его даже окрестили «спасителем классической музыки». Как он это делает - не столько «большой секрет», тайна его дирижерской алхимии, сколько и вполне очевидные манеры, рвущие связи с условностями. Он не стоит за пультом спокойно - он непрестанно вертится в разных темпах, а иногда и пританцовывает. Сегодня в мире можно наблюдать немало дирижеров, ведущих себя за пультом не так строго, как полвека назад. Они ведут себя свободно ради того, чтобы извлечь из оркестра нужные краски, максимально глубоко раскрыть партитуру. Но Курентзис отличается и на фоне таких активных, а также еще и выходит в смелых неформальных штанах в обтяжку, в клубной свободного кроя рубахе с высоким горлом с пуговицами сзади и эффектными манжетами. Иногда заплетает волосы в два маленьких хвостика, экспериментирует с прической. Словом, разумеется, привлекает не только его демоническая внешность и харизма, но главное - оркестр, который и заставляет тянуться к этому чуду.

Явление Теодора Курентзиса тем и ценно, что вызывает споры о том, как можно и как нельзя. На его концертах публика полной грудью ощущает воздух свободы, а потому готова внимать, что бы он ни играл. Курентзисом сильно заинтересовались и в Европе, в особенности после выступления его со своим оркестром на минувшем Зальцбургском фестивале, где они участвовали, в частности, в премьерной постановке оперы «Милосердие Тита» Моцарта. Он как мало какой другой сегодня дирижер в силу особенностей своего характера и темперамента ставит ребром вопрос: почему музыку нельзя дирижировать так, как хочется и как она могла бы звучать еще интереснее? Разве есть такие писаные законы, требующие дирижировать только так, если от этого музыка превращается в музей? А вдруг ей от «другого взгляда» будет только лучше, она лишится академической одышки и в самом деле заживет другой полнокровной жизнью? В конце концов, ноты - всего лишь код, который в силах расшифровать художник с мощной интуицией. А победителей не судят.

Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга с посвящением «Памяти ангела» был написан в 1935-м в память о Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер, вдовы композитора Густава Малера. Солистка Патрисия Копачинская, музыкант круга Курентзиса, вышла в белом платье, к тому же босая, как чаще всего и играет, чтобы острее ощущать вибрацию и свободу от каких бы то ни было догм. И Патрисия, и Теодор представили это сочинение как серию призрачных видений, интимных лирических зарисовок, где самым ярким эпизодом оказался стилизованный баховский хорал. Он прозвучал настолько зримо, как матовый теплый свет в храме в тихую рождественскую ночь. Непростой язык концерта представителя знаменитой нововенской школы, замешанный на додекафонии, редко звучит в петербургских филармонических залах, и публика встретила его очень сдержанными аплодисментами. А вот после Первой симфонии Малера зал разразился уже шквалом оваций, дав понять, что высокая цена за билеты была заплачена не зря. В глаза бросались почти блаженные улыбки на лицах многих музыкантов, особенно струнников, игравших стоя... Музыканты играли так, будто и знать не знали, что их ждет за поворотом следующего такта, как если бы сочиняли сами свой большой симфонический роман. И потому таким естественным показался вполне заготовленный жест Натальи Метелицы, художественного руководителя «Дягилев. P. S.», объявившей о вручении Теодору Курентзису главного приза этого фестиваля - статуэтки «Удиви меня», который был вручен дирижеру председателем комитета по культуре Константином Сухенко. После чего благодарный Курентзис выдал большой бис - знаменитое истаивающее в небесах Адажиетто из Пятой симфонии Малера.

#Теодор Курентзис #оркестр MusicAeterna #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.