Культурный коридор открыт

Санкт-Петербургский международный культурный форум в этом году проходил в контексте действительно очень не простой ситуации, сложившейся вокруг России. И это самое важное, о чем надо говорить. Но я замечаю, что многие как-то даже стыдятся об этом упоминать, стараются обойти этот момент. На мой взгляд, совершенно не надо это замалчивать. Такая ситуация – объективное явление, которое возникло вследствие определенных причин.

Культурный коридор открыт |

Другое дело, и это мое глубокое убеждение, что культура должна быть вне политики и культурный коридор должен быть открыт даже в самых тяжелых условиях. Потом, в будущем, когда ситуация все-таки изменится, именно на основе сохранившегося культурного общения можно будет прийти к контактности, к взаимопониманию.

Но как бы ни было велико желание видеть культуру вне политики, сегодня совершенно очевидно, что политика все-таки влияет на культуру, и отнюдь не художественным образом. Вследствие политических мотивов и властных амбиций ограничиваются свобода передвижения и контакты творческих людей. Достаточно крупные европейские театральные деятели уже отменили свои российские гастроли, а сейчас не приехали на форум. С некоторыми из них я говорил, и они достаточно искренне, как мне показалось, уверяли, что хотели бы, чтобы наше общение продолжалось, «но, Валерий, ты пойми то-то, то-то и то-то...».

И я действительно прекрасно понимаю «то-то и то-то». Во-первых, государственные театры находятся на дотации и в подчинении тех или иных министерств культуры, органов государственной власти. Во-вторых, многие театры в Европе содержатся, и довольно существенно, за счет фондов, среди которых есть национальные, которые проводят определенную политику. И если театр на 40 – 50 процентов финансируется из такого фонда, то руководитель театра должен соизмерять свое поведение с официальным курсом. Это банальная, не слишком приятная, но абсолютно понятная история. Такие условия и обстоятельства надо спокойно принимать и трезво оценивать.

Еще более важно, если к нам кто-то не приехал, не «вставать в позу» и не таить обиду. Сегодня нам нужно не изолироваться, а пытаться вести диалог абсолютно откровенный и профессиональный. Потому что профессия – это тот уровень, на котором всегда интересно разговаривать, даже если собеседник не разделяет твоих общественных, политических, эстетических взглядов. Если это талантливый человек, обязательно идет взаимное обогащение. И чтобы это взаимообогащение не прекращалось, мы должны вывести наших коллег на открытый профессиональный разговор.

Собственно, в этом и есть своеобразие и один из наиболее значимых вызовов именно этого форума. В части театрального направления особенно. Мы хотим доказать, что мы не закрыты, а, наоборот, абсолютно открыты. В программе театральной секции нас интересует профессиональная дискуссия о том, каким должен быть драматический театр сегодня. Конечно, не в плане создания каких-то нормативов, а в рассуждении чувствования сегодняшней ситуации. Драма ведь особое искусство, оно всегда реагирует на происходящие в мире события, не может не реагировать.

Именно драма может говорить о самом больном, самом важном в человеке. Может дать импульс к изменению себя. Конечно, не все его услышат, человек – очень сложное существо. Но драма многое может. И не случайно в период острых ситуаций именно драматический театр начинает испытывать особое внимание к себе и общества, и власти.

Международный состав театральной секции форума, на мой взгляд, сложился очень серьезный и более чем замечательный. 25 человек ведущих режиссеров и директоров театров, в том числе из Азиатского региона, Китая, Японии и Европы. Конечно, в работу включились и крупнейшие российские театральные режиссеры и менеджеры, в том числе из Петербурга.

Театральные директора провели свой «круглый стол» на тему международной кооперации, искали пути развития партнерских, фестивальных отношений, наиболее эффективные стратегии взаимодействия в условиях экономического кризиса. Потому что кризис ведь не только у нас. Я думаю, сейчас в этом ракурсе самое главное – найти способы профессиональной мобильной кооперации.

В целом я сторонник создания профессиональных ассоциаций, развития партнерских отношений, как международных, так и региональных. С учетом того, что такие объединения ни в коем случае не должны рождаться из насильственного, механического слияния творческих организмов, затеянного исключительно с целью экономии средств или удобства управления. Ассоциации должны развиваться по линии общей художественной стратегии различных культурных институций (театров, музеев, библиотек), ради общей художественной программы. Форм таких объединений может быть много. К примеру, фестивали. Такая совместная работа необходима еще и потому, что нам ведь нужно насыщать культурный ландшафт общего российского пространства, и одно федеральное гастрольное агентство с такой глобальной задачей не справится.

Если после форума появятся соглашения о партнерстве или кто-то просто договорится о намерениях – это очень хорошо. И дело тут, конечно, не в каком-то финальном документе или меморандуме. Практические связи – это реальный итог.

Мы действительно находимся в очень не простой ситуации, но, как ни странно, именно это может дать сейчас энергетический импульс к тому, чтобы объединиться в профессиональном сообществе. Разница наших эстетических взглядов часто закрывает желание консолидироваться, но как раз сейчас мы должны вместе выиграть общую битву за культуру. В кризисной ситуации нужно сообща трудности преодолевать и вытащить из них некий позитивный стимул.

Сегодня не только такой крупный форум, но любые встречи, фестивали, гастроли приобретают особое значение. Мы показываем качество русского театра, русского искусства, и это работает сильнее, чем любая пропаганда. Люди видят – мы не варвары, не дикари. Культурная политика сегодня особенно важна. Мы должны показывать и традиционное, и новое искусство. В Европе, к слову, сегодня есть убеждение, что у нас нет нового искусства или что оно где-то в полуподвале, так что нам надо не бояться его декларировать. Действительно, пусть видят, что при всех наших проблемах мы живем активной и вполне разнообразной художественной жизнью.

Санкт-Петербургский международный культурный форум завершает Год культуры в России. Более неудобного года для культуры придумать было нельзя. С одной стороны, мы подготовили серьезные документы. А с другой – никакой возможности, прежде всего финансовой, для их реализации не имеем. Но опять же если у нас получится вытащить из ситуации все позитивные и смыслообразующие моменты, то я думаю, это и будет успешным завершением Года культуры. Потому что истинное значение имеет не количество мероприятий, они всегда проводятся. Задача в том, чтобы скорректировать взгляд, определить дальнейшие моменты стратегического развития, добиться более ответственного отношения к театру. И, в частности, понять, что нельзя финансировать культуру по остаточному принципу. И дело тут даже не в деньгах. Дело в психологии отношения к культуре как к чему-то малозначительному в жизни общества.

Но изменение психологии – это и есть самый сложный вопрос.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5357) от 09.12.2014.


Комментарии