Культурный коридор открыт

Санкт-Петербургский международный культурный форум в этом году проходил в контексте действительно очень не простой ситуации, сложившейся вокруг России. И это самое важное, о чем надо говорить. Но я замечаю, что многие как-то даже стыдятся об этом упоминать, стараются обойти этот момент. На мой взгляд, совершенно не надо это замалчивать. Такая ситуация – объективное явление, которое возникло вследствие определенных причин.

Культурный коридор открыт |

Другое дело, и это мое глубокое убеждение, что культура должна быть вне политики и культурный коридор должен быть открыт даже в самых тяжелых условиях. Потом, в будущем, когда ситуация все-таки изменится, именно на основе сохранившегося культурного общения можно будет прийти к контактности, к взаимопониманию.

Но как бы ни было велико желание видеть культуру вне политики, сегодня совершенно очевидно, что политика все-таки влияет на культуру, и отнюдь не художественным образом. Вследствие политических мотивов и властных амбиций ограничиваются свобода передвижения и контакты творческих людей. Достаточно крупные европейские театральные деятели уже отменили свои российские гастроли, а сейчас не приехали на форум. С некоторыми из них я говорил, и они достаточно искренне, как мне показалось, уверяли, что хотели бы, чтобы наше общение продолжалось, «но, Валерий, ты пойми то-то, то-то и то-то...».

И я действительно прекрасно понимаю «то-то и то-то». Во-первых, государственные театры находятся на дотации и в подчинении тех или иных министерств культуры, органов государственной власти. Во-вторых, многие театры в Европе содержатся, и довольно существенно, за счет фондов, среди которых есть национальные, которые проводят определенную политику. И если театр на 40 – 50 процентов финансируется из такого фонда, то руководитель театра должен соизмерять свое поведение с официальным курсом. Это банальная, не слишком приятная, но абсолютно понятная история. Такие условия и обстоятельства надо спокойно принимать и трезво оценивать.

Еще более важно, если к нам кто-то не приехал, не «вставать в позу» и не таить обиду. Сегодня нам нужно не изолироваться, а пытаться вести диалог абсолютно откровенный и профессиональный. Потому что профессия – это тот уровень, на котором всегда интересно разговаривать, даже если собеседник не разделяет твоих общественных, политических, эстетических взглядов. Если это талантливый человек, обязательно идет взаимное обогащение. И чтобы это взаимообогащение не прекращалось, мы должны вывести наших коллег на открытый профессиональный разговор.

Собственно, в этом и есть своеобразие и один из наиболее значимых вызовов именно этого форума. В части театрального направления особенно. Мы хотим доказать, что мы не закрыты, а, наоборот, абсолютно открыты. В программе театральной секции нас интересует профессиональная дискуссия о том, каким должен быть драматический театр сегодня. Конечно, не в плане создания каких-то нормативов, а в рассуждении чувствования сегодняшней ситуации. Драма ведь особое искусство, оно всегда реагирует на происходящие в мире события, не может не реагировать.

Именно драма может говорить о самом больном, самом важном в человеке. Может дать импульс к изменению себя. Конечно, не все его услышат, человек – очень сложное существо. Но драма многое может. И не случайно в период острых ситуаций именно драматический театр начинает испытывать особое внимание к себе и общества, и власти.

Международный состав театральной секции форума, на мой взгляд, сложился очень серьезный и более чем замечательный. 25 человек ведущих режиссеров и директоров театров, в том числе из Азиатского региона, Китая, Японии и Европы. Конечно, в работу включились и крупнейшие российские театральные режиссеры и менеджеры, в том числе из Петербурга.

Театральные директора провели свой «круглый стол» на тему международной кооперации, искали пути развития партнерских, фестивальных отношений, наиболее эффективные стратегии взаимодействия в условиях экономического кризиса. Потому что кризис ведь не только у нас. Я думаю, сейчас в этом ракурсе самое главное – найти способы профессиональной мобильной кооперации.

В целом я сторонник создания профессиональных ассоциаций, развития партнерских отношений, как международных, так и региональных. С учетом того, что такие объединения ни в коем случае не должны рождаться из насильственного, механического слияния творческих организмов, затеянного исключительно с целью экономии средств или удобства управления. Ассоциации должны развиваться по линии общей художественной стратегии различных культурных институций (театров, музеев, библиотек), ради общей художественной программы. Форм таких объединений может быть много. К примеру, фестивали. Такая совместная работа необходима еще и потому, что нам ведь нужно насыщать культурный ландшафт общего российского пространства, и одно федеральное гастрольное агентство с такой глобальной задачей не справится.

Если после форума появятся соглашения о партнерстве или кто-то просто договорится о намерениях – это очень хорошо. И дело тут, конечно, не в каком-то финальном документе или меморандуме. Практические связи – это реальный итог.

Мы действительно находимся в очень не простой ситуации, но, как ни странно, именно это может дать сейчас энергетический импульс к тому, чтобы объединиться в профессиональном сообществе. Разница наших эстетических взглядов часто закрывает желание консолидироваться, но как раз сейчас мы должны вместе выиграть общую битву за культуру. В кризисной ситуации нужно сообща трудности преодолевать и вытащить из них некий позитивный стимул.

Сегодня не только такой крупный форум, но любые встречи, фестивали, гастроли приобретают особое значение. Мы показываем качество русского театра, русского искусства, и это работает сильнее, чем любая пропаганда. Люди видят – мы не варвары, не дикари. Культурная политика сегодня особенно важна. Мы должны показывать и традиционное, и новое искусство. В Европе, к слову, сегодня есть убеждение, что у нас нет нового искусства или что оно где-то в полуподвале, так что нам надо не бояться его декларировать. Действительно, пусть видят, что при всех наших проблемах мы живем активной и вполне разнообразной художественной жизнью.

Санкт-Петербургский международный культурный форум завершает Год культуры в России. Более неудобного года для культуры придумать было нельзя. С одной стороны, мы подготовили серьезные документы. А с другой – никакой возможности, прежде всего финансовой, для их реализации не имеем. Но опять же если у нас получится вытащить из ситуации все позитивные и смыслообразующие моменты, то я думаю, это и будет успешным завершением Года культуры. Потому что истинное значение имеет не количество мероприятий, они всегда проводятся. Задача в том, чтобы скорректировать взгляд, определить дальнейшие моменты стратегического развития, добиться более ответственного отношения к театру. И, в частности, понять, что нельзя финансировать культуру по остаточному принципу. И дело тут даже не в деньгах. Дело в психологии отношения к культуре как к чему-то малозначительному в жизни общества.

Но изменение психологии – это и есть самый сложный вопрос.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5357) от 09.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.