Куклы играют Пушкина

В Театре марионеток им. Е. С. Деммени открылась выставка, приуроченная к дню рождения А. С. Пушкина. В ее экспозиции – куклы, эскизы и фотографии спектаклей, поставленных по произведениям великого поэта в 1919, 1925 и 1937 годах.

Куклы играют Пушкина | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Творчество А. С. Пушкина занимает в репертуаре Санкт-Петербургского театра марионеток особое место, ведь именно «Сказкой о царе Салтане» театр открылся в 1919 году. К сожалению, марионетки того времени не сохранились, однако фотографии первой постановки можно увидеть на выставке.

В 1925 году Евгений Деммени поставил для маленьких зрителей «Балду» по мотивам пушкинской «Сказки о попе и о работнике его Балде». Но легендарной стала работа режиссера 1937 года – «Сказка о мертвой царевне», созданная к столетию со дня смерти поэта. Спектакль был живописным и музыкальным, а куклы двигались как живые. Во время войны он пользовался популярностью в блокадном Ленинграде, только смотрели его уже не дети, а солдаты, которые после представления садились в трамвай на Садовой улице и отправлялись на линию фронта. Несмотря на сильные морозы, перебои со светом и отсутствие воды, кукольные спектакли по произведениям Пушкина и Шварца в то время успокаивали душу и дарили надежду. Примечательно, что в блокаду ни одна кукла из дерева не была сожжена.

– Я впервые увидела «Сказку о мертвой царевне» в 1946 году, когда спектакль был восстановлен после войны, – рассказала актриса Театра марионеток народная артистка России Фаина Костина. – В театр меня привела мама, после чего мне снились царевна в хрустальном гробу и мужественный Елисей, который разбивал этот гроб плечом. Мне понравилось, как действовали на сцене куклы: они были похожи на людей, но обладали своей удивительной, только им присущей пластикой. Самое интересное, что в памяти у меня осталась царица-мачеха, а двадцать лет спустя я сама играла этого персонажа в нашем театре.

Несмотря на то что марионеткам первых спектаклей по произведениям Пушкина уже более 80 лет, они прекрасно сохранились. Все дело в натуральных материалах, из которых изготовлены куклы: в них нет ни поролона, разрушающегося с годами, ни каких-то синтетических материалов, поэтому костюмы не тлеют с течением времени. Кроме того, марионетки вырезаны из настоящего дерева, головки – из липы, потому что она более мягкая, а туловище – из сосны и других более крепких сортов дерева. Конечно, иногда кукол приходится реставрировать, ведь если у марионетки пересохло сочленение на ножке или ручке, конечность запросто может отвалиться, поэтому нужно вовремя заменить поврежденную часть. Благодаря такому бережному отношению марионетки проживают долгую жизнь.

Но есть и еще один секрет долголетия – индивидуальный подход. Каждая кукла требует внимательного отношения, чтобы она хорошо двигалась, могла плавно наклониться, твердо ходить. Марионетка может многое, но должна делать это естественно.

– Кукла должна существовать в контексте пьесы и характера героя, а характер создают актер и режиссер, – объясняет Фаина Костина. – Иногда необходимо математически все просчитать, где-то повесить кусочки свинца, например, в поясницу или в ножки, чтобы они не болтались, а ходили, чтобы кукла могла танцевать. Актер просчитывает все вместе с механиком, что-то всегда добавляет от себя, поэтому он является соавтором куклы.

В современных спектаклях театра задействованы новые куклы. Иногда их количество в постановке достигает тридцати. Большим успехом марионетки пользуются в цирковых спектаклях, так как отлично справляются с ролями канатоходцев, воздушных гимнастов, а также появляются в облике цирковых зверей. Не так давно начались репетиции доброго детского спектакля про Крошку Енота. А постановки по произведениям Пушкина, как и раньше, занимают важное место в репертуаре театра.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии