Кухонная грамота

Приятно после утомительного рабочего дня вернуться домой! Повесить в шкаф пиджак, надеть уютные тапочки, сменить деловые манеры и тон на расслабленные домашние разговоры и подшучивание. Оставить за порогом профессиональную компетентность и заботы о грамотных формулировках и правильных ударениях. Уж на родной-то кухне нет языковых подвохов, думаем мы! Но не так проста наша кухня, и языковые трудности здесь подстерегают нас самые разнообразные: фонетические, словообразовательные, стилистические.

Кухонная грамота | ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

Возьмем, к примеру, слова, вызывающие затруднения с постановкой ударения (и сразу его отметим): кУхонный, свЁкла, тОрты, плЕсневеть, скОвороды... Список небольшой, но неоднородный. Может быть, можно просто выучить несколько слов? Можно, но этого будет недостаточно.

Вот слово сковородА (из замечательного этюда М. Королевой в книге «Чисто по-русски»). Ударение на окончании сохраняется во всех падежах единственного числа. Зато множественное число готовит нам сюрпризы. В именительном падеже ударение окажется на первом слоге основы: скОвороды. В родительном ударение переедет на конец основы: сковорОд. А начиная с дательного, ударными будут окончания: сковородАм, сковородАми, сковородАх. А ведь это такое близкое бытовое слово! Хорошо, что кастрюля стабильно сохраняет ударение на втором слоге!

Однако есть и удобные слова, которые как ни произнесешь – не ошибешься (даже если не уверен, где правильно поставить ударение). Вот эти слова (по орфографическому словарю Лопатина): твОрОг, грЕнкИ, тЕфтЕли. Будем наслаждаться своей грамотностью в случае с любым ударением! Стоит только обратить внимание на один момент с гренками: если ударение мы поставим гренкИ, то попробуем на зубок один гренОк, а если предпочитаем вариант грЕнки, то одну грЕнку. Так что во всех формах, кроме именительного падежа множественного числа, не забудем учитывать род этого существительного (то ли гренкОв, то ли грЕнок).

А вот одно из моих любимых «ошибочных» слов: поскользнуться. И хотя поскользнуться можно не только на кухне, я не могу обойти вниманием эту словообразовательную ошибку: приставку под- вместо по-. Интересно, откуда в приставку проскальзывает буква «д»? Наверное, все дело в том, что действие происходит у нас ПОД ногами, вот и хочется озвучить это «под».

На самом деле легко запомнить, как правильно: поскользнуться означает «идучи по скользкому, поехать ногою» (Толковый словарь В. Даля). Вот это ПОехать поможет запомнить грамотное произношение: ПОскользнуться. И, хотя слово «подскользнуться» уже попало в некоторые словари (словарь Ефремовой дает его как разговорное), я бы не спешила его употреблять. Все же нормой литературного языка пока является «поскользнуться».

Еще один вид ошибок – стилистические. К ним можно отнести использование просторечных «двойников» литературных слов: вместо «дуршлаг» говорят «друшлак», вместо «противень» – «протвинь», вместо «табурет» – «тубарет». Вот эти слова нужно просто запомнить: дуршлаг, противень, табурет.

Кстати, слово «табурет» помимо просторечного «двойника» имеет еще и литературный вариант женского рода: табуретка. Вот только вариант ли? Словари (МАС, БТС, Ефремова) дают их через знак равенства. Но посмотрим на эти слова в контекстах. Оказывается, не всякая табуретка может назваться табуретом. Например, пианист сидит на круглом вращающемся табурете (и никак не на табуретке). В пятницу вечером любители клубной жизни отправляются в бар или клуб, чтобы, сидя на высоком барном табурете, пропустить стаканчик-другой. А есть еще табурет для ванны (для ухода за пожилым или больным человеком), табурет для швеи, табурет лабораторный и другие. Все эти табуреты основательны и практичны. И заменить их на табуретку не получится.

А что же тогда табуретка? Неужели это всего лишь «усеченный» вариант табурета, подходящий только для кухни? Не соглашусь. Слово «табуретка» сумело образовать свои связи, кстати, очень яркие. Например, отечественный автомобиль «Ока» за скромный размер, высокую посадку и шустрый нрав водители прозвали «бешеная табуретка». «Табуреткой на колесах» или «табуреткой с мотором» метко называют скутер (водитель и правда сидит, как на табуретке, поставив ноги на подставку). Оказывается, в слове табуретка можно заметить тягу к подвижности, активности. Никакой основательности и спокойствия, присущих степенному табурету. Главное, чтобы сам предмет был сколочен на совесть!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5491) от 02.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?