Кухня архитектора
Финальная выставка II Петербургской биеннале музейного дизайна - «Наследие в актуальном контексте» открылась в Петропавловской крепости.

ФОТО АВТОРА
Автор идеи биеннале Елена Коловская пригласила молодое петербургское бюро «Хвоя» (Георгий Снежкин, Сергей Аксенов, Илья Спиридонов) создать для мощных кирпичных стен Потерны Государева бастиона, где не работает мобильная связь, дизайн архитектурной выставки. Ее сюжет - приспособление трех исторических зданий в Нижнем Новгороде, Калининграде и Самаре для филиалов Государственного центра современного искусства.
В Нижнем Новгороде - это здание памятника классицизма XIX века: Арсенала в Кремле, там работы полностью закончены. В Калининграде - это тоже XIX век, но памятник фортификации. Там идет реставрация. Наконец, в Самаре только создан проект приспособления памятника конструктивизма - фабрики-кухни, построенной в 1932 году.
Как наглядно показать работу архитектора - чертежи, фотографии, исторические справки? «Хвоя», первый раз работавшая с музеем, создала образ рабочего места архитектора - широкий стол с небольшим наклоном, который при взгляде сверху имеет вид змеи. На каждом изгибе - рассказ об одном проекте.
Самый интересный - Самара. Проект фабрики-кухни придумала Екатерина Максимова (1891 - 1932), выпускница Петербургского женского политехнического института, первый советский архитектор женщина.
В середине 1920-х годов коммунистическая власть объявила войну «примусам и мещанским кухням». Требовались столовые, способные быстро накормить много едоков. Максимова придумала здание в виде серпа и молота. Из молота-кухни по трем конвейерам пища доставлялась на раздачу в серп-столовую. Фабрика-кухня обслуживала 9 тысяч человек в день: шесть смен в общих залах, по три - в детском (с окнами на зелень) и диетическом залах. Одновременно на фабрике-кухне могли обедать 1500 человек.
После войны здание дважды капитально реконструировалось, в последние двадцать лет служило торговым центром и едва не погибло от рук ретивых девелоперов. В 2013 году государству удалось выкупить памятник для возвращения ему первоначального вида с конструктивистским ленточным остеклением залов и лестниц. Но уже с музейной функцией.
Биеннале музейного дизайна завершается 30 октября. Выставка «Наследие в актуальном контексте» открыта по 17 ноября.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5817) от 26.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии