Полина Виноградова
Культура
31 августа 2015
Куда сдадут балет
На Петроградской стороне появится музей петербургского балета. Отреставрированный особняк Ю. К. Добберт представил общественности Борис Эйфман. Деревянное здание, перестроенное архитектором А. Я. Рейнбергом для жены доктора медицины в конце XIX века, теперь стало частью комплекса Академии танца Эйфмана.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В 1910-х частный дом входил в состав бумажной фабрики Отто Кирхнера. В советское время в особняке размещался детский сад фабрики «Светоч». В постсоветское время _ ее администрация.
Реставрационные работы велись чуть больше года, и особняк полностью восстановлен. Проект реконструкции был подготовлен архитектурным бюро «Студия 44».
Главное, что дом удалось сохранить в подлинном виде, как он выглядел в конце XIX века. «Новодел всего лишь 20 _ 30 процентов, не больше, все остальное _ подлинное», _ уверил руководитель студии Никита Явейн. Но и то, что пришлось воссоздать заново, было воссоздано «по архивным иконографическим материалам с максимальной достоверностью».
Мы прошли по всем комнатам: посетили столовую, гостиную, малую гостиную... Небольшой с виду особняк оказался на удивление просторным. Правда, пока комнаты пусты. Но Борис Эйфман обещал не задерживать открытие музея, экспозиция которого охватит всю 300-летнюю историю развития балетного искусства в Петербурге: от учреждения Петром I ассамблей, предполагающих обязательное исполнение западноевропейских бальных танцев, и деятельности в нашем городе во второй четверти XVIII века французского балетмейстера Жана Батиста Ланде, основоположника балетного образования в России, до сегодняшнего дня.
Внимание привлекли потолки и люстры; отделка стен и лепнина, плитки на полах. А также обои с цветочным орнаментом в одной из комнат. Фрагменты линкрустовых обоев, относящиеся к 1896 году, стали одной из самых значительных находок, сделанных в ходе реставрации. Как рассказал Никита Явейн, «в целях их максимальной имитации была разработана специальная технология многослойной трафаретной печати на холсте с последующей ручной росписью». Еще одна находка _ механизм для подъема пищи из кухни в столовую.
Была сохранена вся деревянная конструкция здания. Замене подлежала лишь незначительная часть бруса, оказавшаяся сильно прогнившей. Был проведен комплекс работ по усилению фундаментов, замене, ремонту и усилению балок перекрытия. Никита Явейн подробно рассказал о реставрации отделки фасадов, кровли, сохранившихся печных труб, входной зоны и о многом другом. Все эти строительные тонкости балетоманам вряд ли интересны. Важнее планы на будущее.
Для петербуржцев и туристов музей будет открыт в 2018 году _ в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (5533) от 31.08.2015.
Комментарии