Куда сдадут балет

На Петроградской стороне появится музей петербургского балета. Отреставрированный особняк Ю. К. Добберт представил общественности Борис Эйфман. Деревянное здание, перестроенное архитектором А. Я. Рейнбергом для жены доктора медицины в конце XIX века, теперь стало частью комплекса Академии танца Эйфмана.

Куда сдадут балет | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА


В 1910-х частный дом входил в состав бумажной фабрики Отто Кирхнера. В советское время в особняке размещался детский сад фабрики «Светоч». В постсоветское время _ ее администрация.
Реставрационные работы велись чуть больше года, и особняк полностью восстановлен. Проект реконструкции был подготовлен архитектурным бюро «Студия 44».
Главное, что дом удалось сохранить в подлинном виде, как он выглядел в конце XIX века. «Новодел всего лишь 20 _ 30 процентов, не больше, все остальное _ подлинное», _ уверил руководитель студии Никита Явейн. Но и то, что пришлось воссоздать заново, было воссоздано «по архивным иконографическим материалам с максимальной достоверностью».
Мы прошли по всем комнатам: посетили столовую, гостиную, малую гостиную... Небольшой с виду особняк оказался на удивление просторным. Правда, пока комнаты пусты. Но Борис Эйфман обещал не задерживать открытие музея, экспозиция которого охватит всю 300-летнюю историю развития балетного искусства в Петербурге: от учреждения Петром I ассамблей, предполагающих обязательное исполнение западноевропейских бальных танцев, и деятельности в нашем городе во второй четверти XVIII века французского балетмейстера Жана Батиста Ланде, основоположника балетного образования в России, до сегодняшнего дня.
Внимание привлекли потолки и люстры; отделка стен и лепнина, плитки на полах. А также обои с цветочным орнаментом в одной из комнат. Фрагменты линкрустовых обоев, относящиеся к 1896 году, стали одной из самых значительных находок, сделанных в ходе реставрации. Как рассказал Никита Явейн, «в целях их максимальной имитации была разработана специальная технология многослойной трафаретной печати на холсте с последующей ручной росписью». Еще одна находка _ механизм для подъема пищи из кухни в столовую.
Была сохранена вся деревянная конструкция здания. Замене подлежала лишь незначительная часть бруса, оказавшаяся сильно прогнившей. Был проведен комплекс работ по усилению фундаментов, замене, ремонту и усилению балок перекрытия. Никита Явейн подробно рассказал о реставрации отделки фасадов, кровли, сохранившихся печных труб, входной зоны и о многом другом. Все эти строительные тонкости балетоманам вряд ли интересны. Важнее планы на будущее.
Для петербуржцев и туристов музей будет открыт в 2018 году _ в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (5533) от 31.08.2015.


Комментарии