Кто в тундре хозяин
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка Константина Лемешева «Чукотка». На ней без красивостей, но и без чернухи показана традиционная жизнь коренного народа, обитающего на краю Земли. Они называют себя «луораветланами», или настоящими людьми.

ФОТО предоставлено РОСФОТО
Лемешеву – 50 лет, он заболел Чукоткой в молодости, 30 лет живет в прибрежном поселке Эгвекинот, начинал как любитель в местном фотоклубе «Беренгия», сейчас снимает для альбомов и крупных международных журналов. С РОСФОТО его познакомил фотограф Николай Бобров, в свое время учитель Лемешева в чукотском фотоклубе, ныне живущий в Петербурге.
Куратор выставки Игорь Лебедев рассказал для нашей газеты, что Лемешеву интересны прежде всего люди, он хочет сохранить историю народа в быстро меняющемся мире и показать ее. В постсоветские десятилетия фотографы редко работают в экстремальных условиях Севера, тем ценнее и интереснее снимки Лемешева. Для выставки куратор отобрал 80 цветных фотографий из архива в 8 тысяч снимков, сделанных автором за последние 15 лет на Чукотке. За кадром выставки умышленно оставлены все признаки современной цивилизации, хотя спутниковые тарелки есть в любом стойбище.
Показан только традиционный уклад и настоящие люди, сознательно выбирающие жизнь среди диких оленей, которых тем не менее надо пасти, ездовых собак и собак-оленегонов. Одна из них с уважительным именем Полковник удостоена отдельного фотопортрета.
Запоминаются три снимка. На одном – мальчишка лет 7 – 8, житель Усть-Бельской тундры с тяжелым взглядом взрослого, много повидавшего человека. «Хозяин и олени» – мощный, похожий на монумент мужчина в одежде из оленьих шкур с изморозью на лице. Фотографу удалось создать яркий образ, это не только хозяин оленей, хозяин тундры, но всего ледяного пространства на сколько хватит глаз. Снимок «В Инчоуне добыли кита» сделан на мясном рынке, сочные красные куски лежат прямо на камнях. На Чукотке особое отношение к мясу, без него в морозы не выживешь.
Один раз куратор изменяет своему плану и показывает эффектный горный пейзаж с облаком ниже вершин и дорогой, через которую перекинута незамысловатая железная арка с надписью «Полярный круг». По легенде, еще в советские времена безвестный энтузиаст предложил обозначить на местности важную воображаемую линию, которая связывает страны и народы. И был поддержан местной властью.
На открытии своей выставки Лемешев мог бы рассказать историю про каждого снятого им персонажа, но не смог приехать в Петербург. Он снимает на Чукотке белых медведей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5557) от 02.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии