«Кто услышал раковины пенье...»

3 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Эдуарда Багрицкого. Поэту не повезло: cначала критики хаяли его за «ошибочные, ложные представления о советской действительности», а с парохода нашей современности скинули как советского поэта. А он не был ни советским, ни антисоветским – был замечательным поэтом-романтиком.

«Кто услышал раковины пенье...»  | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

Романтическое восприятие жизни как вечного движения, непрерывного творчества – в самых разных его стихах. Перед героями Багрицкого, веселыми, дерзкими и беспечными, разворачивается прекрасный и радостный мир, «зеленый снизу, голубой и синий сверху»; этот мир, подобный огромной птице, «свищет, щелкает, звенит». В этом мире сливаются в единое радостное целое свист ласточек «с ворчаньем кастрюль и чашек на плите». И даже «петух, которого, быть может, завтра//Зарежет повар, распевает хрипло//Веселый гимн прекрасному искусству». Поэт выбирает своим героям спутников, себе – читателей среди тех, кому дороги «природа, ветер, песни и свобода».

Романтическое представление о свободе с общебытовым мало связано. Потому все наши поэты-романтики начала XX века – от Блока до Маяковского, включая и Багрицкого, – так восторженно приняли революцию. Они ожидали от нее «неслыханных перемен», как Блок, были уверены, как Маяковский, что у них на глазах, здесь и сейчас «перекраиваются миров основы». Противостоящий поэтическому плоский реальный мир, где «крыша – это крыша.// Груб табурет. Убит подошвой пол», выталкивает из себя лирического героя Багрицкого, провожая его проклятием и презрением. И в ответ на это звучит дерзкое и такое понятное в юности: «Уйти?//Уйду!//Тем лучше!//Наплевать!». И этот уход, так естественно для романтика, ведет «в мир, открытый настежь//Бешенству ветров».

Гимн молодости в поэме «Смерть пионерки», возмущающий сегодняшнюю прогрессивную и чувствительную критику, – это один из самых потрясающих в нашей поэзии гимнов свободе. Рядом, пожалуй, только пушкинское «К морю», где, между прочим, тоже Наполеон – главный герой. Потому смешны и глупы сетования на политически некорректную строчку о кронштадтском льде. Молодость, мужество, героика – вот о чем эта замечательная и крайне не своевременная сегодня поэма.

Умел ли поэт видеть реальность? Умел. Зорко и страшно. Как увидел войну в поразительном стихотворении «Полководец», которое открывается роскошными строками о «пыльном золоте тяжелых колесниц», а завершается жуткой картиной крови, густо ржавеющей на лезвиях мечей, и бледных трупов, сжимающих «комья глины//Кривыми пальцами с огрызками ногтей». Как увидел прыщавые лбы трактирных любовников, жирные плечи икающей в лад песне шотландской красотки, «огромной, рыжей, как кумач». Но в тех же «Веселых нищих», не переведенных, а заново написанных по мотивам Роберта Бернса, – в чем легко убедиться, сравнив яркую и дерзкую жанровую картину Багрицкого с добродетельным, аккуратным и точным переводом Маршака, – так вот в этих самых «Веселых нищих» сквозь шипение пива и проклятия вдруг раздается то ли голос, то ли женский плач: «И я была девушкой юной,//Сама не припомню когда...». Вы помните, как это пела Татьяна Доронина в фильме «Старшая сестра»? И как голос и интонации «снимали», преодолевали страшный смысл слов? Откройте, прочитайте эту песню, которую поет голодная, «с дрожью запойной» побирушка, чтобы увидеть и почувствовать, что такое настоящая поэзия, преображающая мир словом, ритмом.

Какие потрясающие ритмы в стихах Багрицкого! Как они энергичны, как стремительны, как буквально входят в кровь и заставляют быстрее и сильнее биться сердце. «По рыбам, по звездам//Проносит шаланду://Три грека в Одессу//Везут контрабанду». Этот стремительный и четкий ритм с резкой сменой коротких стихов, как мотор стучит. Стих звенит, как вода под днищем шаланды. А потом вдруг вальяжно расслабляется, словно разваливается на корме вместе с героем: «Ай, греческий парус!//Ай! Черное море!//Ай, Черное море!...//Вор на воре!». И вот уже мы вместе с поэтом не знаем, что же правильнее: вместе с пограничником «За вором следить,//Уходящим в туман...» или контрабандистом «Усы раздувать,//Развалясь на корме»...

Пожалуй, в этих стихах «партия контрабандиста» позаманчивее получилась. Уж больно красиво все, что с ним связано. Ведь это он видит «звезду над бугшпритом склоненным» и рядом с ним «звезды обрызгали груду наживы». Да и какое это имеет отношение к поэзии: правильно – неправильно? Красиво – некрасиво, звучит – не звучит, заражает – не заражает. Багрицкий звучит и заражает. И, однажды услышанный, запоминается на всю жизнь. Как мне с тринадцати лет и на всю жизнь запомнились услышанные однажды ночью у костра «Контрабандисты» и «Арбуз». Невероятно, счастливо и звонко, взрывается стих: «В густой бородач ударяет бурун,//Чтоб брызгами вдрызг разлететься,//Я выберу звонкий, как бубен, кавун –// И ножиком вырежу сердце...».

Самый точный критерий качества стихов – их хочется читать вслух. И пусть при каком-нибудь по счету чтении этого звенящего, летящего, яростного стихотворения приходит понимание того, что герой погибает в морской пучине, все равно остается ощущение счастья. Это и есть действие настоящей поэзии.

У Багрицкого есть и очень горькие стихи. Какой-то критик написал, будто это потому, что поэт «не понимал, куда идет время». Скорее, потому, что понимал. Понимал, что ему вместе с купленным на рынке по дешевке соловьем «некуда нынче пойти». Понимал, что он, как и соловей, в сетку пойман, что его, как и соловья, рокот и посвист «распродан с лотка...//Как хочешь –//Распивочно или на вынос?». И он вдруг ощутил на губах «горечь полыни» и горькой же метафорой «Мы – ржавые листья//На ржавых дубах...» передал чувство, которое возникает у тех, чьи романтические иллюзии разбиваются о реальность. «Чей путь мы собою теперь устилаем?//Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?».

Стихи Багрицкого у нас не переиздаются с 1987 года. Однако старые книжки можно купить в интернет-магазине как «букинистическое издание». А во мне упрямо звучат строки «Возвращения»: «Кто услышал раковины пенье,//Бросит берег и уйдет в туман...».

Почитайте детям или внукам Багрицкого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5580) от 05.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...