«Кто услышал раковины пенье...»

3 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Эдуарда Багрицкого. Поэту не повезло: cначала критики хаяли его за «ошибочные, ложные представления о советской действительности», а с парохода нашей современности скинули как советского поэта. А он не был ни советским, ни антисоветским – был замечательным поэтом-романтиком.

«Кто услышал раковины пенье...»  | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

Романтическое восприятие жизни как вечного движения, непрерывного творчества – в самых разных его стихах. Перед героями Багрицкого, веселыми, дерзкими и беспечными, разворачивается прекрасный и радостный мир, «зеленый снизу, голубой и синий сверху»; этот мир, подобный огромной птице, «свищет, щелкает, звенит». В этом мире сливаются в единое радостное целое свист ласточек «с ворчаньем кастрюль и чашек на плите». И даже «петух, которого, быть может, завтра//Зарежет повар, распевает хрипло//Веселый гимн прекрасному искусству». Поэт выбирает своим героям спутников, себе – читателей среди тех, кому дороги «природа, ветер, песни и свобода».

Романтическое представление о свободе с общебытовым мало связано. Потому все наши поэты-романтики начала XX века – от Блока до Маяковского, включая и Багрицкого, – так восторженно приняли революцию. Они ожидали от нее «неслыханных перемен», как Блок, были уверены, как Маяковский, что у них на глазах, здесь и сейчас «перекраиваются миров основы». Противостоящий поэтическому плоский реальный мир, где «крыша – это крыша.// Груб табурет. Убит подошвой пол», выталкивает из себя лирического героя Багрицкого, провожая его проклятием и презрением. И в ответ на это звучит дерзкое и такое понятное в юности: «Уйти?//Уйду!//Тем лучше!//Наплевать!». И этот уход, так естественно для романтика, ведет «в мир, открытый настежь//Бешенству ветров».

Гимн молодости в поэме «Смерть пионерки», возмущающий сегодняшнюю прогрессивную и чувствительную критику, – это один из самых потрясающих в нашей поэзии гимнов свободе. Рядом, пожалуй, только пушкинское «К морю», где, между прочим, тоже Наполеон – главный герой. Потому смешны и глупы сетования на политически некорректную строчку о кронштадтском льде. Молодость, мужество, героика – вот о чем эта замечательная и крайне не своевременная сегодня поэма.

Умел ли поэт видеть реальность? Умел. Зорко и страшно. Как увидел войну в поразительном стихотворении «Полководец», которое открывается роскошными строками о «пыльном золоте тяжелых колесниц», а завершается жуткой картиной крови, густо ржавеющей на лезвиях мечей, и бледных трупов, сжимающих «комья глины//Кривыми пальцами с огрызками ногтей». Как увидел прыщавые лбы трактирных любовников, жирные плечи икающей в лад песне шотландской красотки, «огромной, рыжей, как кумач». Но в тех же «Веселых нищих», не переведенных, а заново написанных по мотивам Роберта Бернса, – в чем легко убедиться, сравнив яркую и дерзкую жанровую картину Багрицкого с добродетельным, аккуратным и точным переводом Маршака, – так вот в этих самых «Веселых нищих» сквозь шипение пива и проклятия вдруг раздается то ли голос, то ли женский плач: «И я была девушкой юной,//Сама не припомню когда...». Вы помните, как это пела Татьяна Доронина в фильме «Старшая сестра»? И как голос и интонации «снимали», преодолевали страшный смысл слов? Откройте, прочитайте эту песню, которую поет голодная, «с дрожью запойной» побирушка, чтобы увидеть и почувствовать, что такое настоящая поэзия, преображающая мир словом, ритмом.

Какие потрясающие ритмы в стихах Багрицкого! Как они энергичны, как стремительны, как буквально входят в кровь и заставляют быстрее и сильнее биться сердце. «По рыбам, по звездам//Проносит шаланду://Три грека в Одессу//Везут контрабанду». Этот стремительный и четкий ритм с резкой сменой коротких стихов, как мотор стучит. Стих звенит, как вода под днищем шаланды. А потом вдруг вальяжно расслабляется, словно разваливается на корме вместе с героем: «Ай, греческий парус!//Ай! Черное море!//Ай, Черное море!...//Вор на воре!». И вот уже мы вместе с поэтом не знаем, что же правильнее: вместе с пограничником «За вором следить,//Уходящим в туман...» или контрабандистом «Усы раздувать,//Развалясь на корме»...

Пожалуй, в этих стихах «партия контрабандиста» позаманчивее получилась. Уж больно красиво все, что с ним связано. Ведь это он видит «звезду над бугшпритом склоненным» и рядом с ним «звезды обрызгали груду наживы». Да и какое это имеет отношение к поэзии: правильно – неправильно? Красиво – некрасиво, звучит – не звучит, заражает – не заражает. Багрицкий звучит и заражает. И, однажды услышанный, запоминается на всю жизнь. Как мне с тринадцати лет и на всю жизнь запомнились услышанные однажды ночью у костра «Контрабандисты» и «Арбуз». Невероятно, счастливо и звонко, взрывается стих: «В густой бородач ударяет бурун,//Чтоб брызгами вдрызг разлететься,//Я выберу звонкий, как бубен, кавун –// И ножиком вырежу сердце...».

Самый точный критерий качества стихов – их хочется читать вслух. И пусть при каком-нибудь по счету чтении этого звенящего, летящего, яростного стихотворения приходит понимание того, что герой погибает в морской пучине, все равно остается ощущение счастья. Это и есть действие настоящей поэзии.

У Багрицкого есть и очень горькие стихи. Какой-то критик написал, будто это потому, что поэт «не понимал, куда идет время». Скорее, потому, что понимал. Понимал, что ему вместе с купленным на рынке по дешевке соловьем «некуда нынче пойти». Понимал, что он, как и соловей, в сетку пойман, что его, как и соловья, рокот и посвист «распродан с лотка...//Как хочешь –//Распивочно или на вынос?». И он вдруг ощутил на губах «горечь полыни» и горькой же метафорой «Мы – ржавые листья//На ржавых дубах...» передал чувство, которое возникает у тех, чьи романтические иллюзии разбиваются о реальность. «Чей путь мы собою теперь устилаем?//Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?».

Стихи Багрицкого у нас не переиздаются с 1987 года. Однако старые книжки можно купить в интернет-магазине как «букинистическое издание». А во мне упрямо звучат строки «Возвращения»: «Кто услышал раковины пенье,//Бросит берег и уйдет в туман...».

Почитайте детям или внукам Багрицкого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5580) от 05.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.